информационное оснащение
консультация (подготовительная группа) на тему

Ионова Оксана Анатольевна

Речевая готовность ребёнка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школе

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  • Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала предъявляемого учителем устно.
  • Звуковая сторона речи
  • Правильно произносить все звуки речи и чётко различать звуки речи на слух - необходимое условие для освоения письма;
  • Чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик);
  • Говорить громко, тихо,  шёпотом, в зависимости от ситуации;
  • Изменять темп речи с учётом содержания высказывания

Выраженные нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме. На письме появляются замены, пропуски букв. При чтении могут появиться интонационные ошибки.

  • Функции звукового анализа. Дети должны уметь:
  • Делить предложения на слова;
  • Делить слова на слоги;
  • Уметь выделять все звуки в словах;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляются на письме в искажении структуры слова и предложения. Характерные ошибки:

  • Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов особенно приставок и корней (в доме - «вдоме», наступила - «на ступила»
  • Пропуски, перестановки, добавления слогов
  • Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, перестановки букв
  • Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
  • Точно подбирать слова;
  • Ясно выражать свои мысли, связывая различные фаты в единое целое
  • Дифференцировать обозначения предметов (автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль, обувь зимняя и летняя)
  • Употреблять сложные слова (длинноногий)
  • Пользоваться эпитетами (чистое поле)
  • Подбирать метафоры (туча комаров)
  • Использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову)
  • Подбирать синонимы (храбрый – смелый – отважный)

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают трудности с подбором проверочных слов.

  • Грамматическая сторона речи

Навыки словоизменения. Дети должны уметь:

  • Изменять существительные по падежам и числам (санки, на санках)
  • Употреблять различные предлоги
  • Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое небо); согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей)
  • Правильно употреблять глаголы (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.)

При несформированности данных навыков наблюдаются аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуре слова:

  • Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», «много деревов», «на санков»)
  • Пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пощли в лес – «пошли лес»)
  • Ошибки согласования (белый дом «бела дом», «пять вишнев», «голубая полотенце»)
  • Навыки словообразования Дети должны уметь:
  • Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи)
  • Образовывать глаголы с помощью приставок (шёл – вышел – перешёл – обошёл)
  • Образовывать названия детёнышей животных
  • Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина-малиновое, лиса – лисья)

Если не сформированы навыки словообразования в школе при письме наблюдаются:

  • Замены суффиксов («козлёнки»)
  • Замены приставок («захлестнула – «нахлестнула»)
  • Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.
  • Связная речь Дети должны уметь:
  • Свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях
  • Пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности

Нарушение самостоятельной связной речи выражаются в трудностях пересказа, составлении рассказа, в написании сочинений, изложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам.Тема "Фрукты", "Овощи"

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей  детей  5- 6 лет по лексическим темам     Практика использования информационного блока для родителей по лексическим...

Информационно-методическое оснащение для групп оздоровительной направленности, комбинированной направленности для детей с ОВЗ "Методы и приёмы предупреждения нарушений психо-речевого развития детей"

Информационно-методическое оснащение для массовой и логопедической группы - информация на стенд логопеда. Раскрывает возрастные особенности развития речи детей, методы и приёмы предупреждения нарушени...

Информационно-просветительское оснащение групп комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО, РАС) по темам: "Анкета для определения готовности ребёнка к школе", "Памятки обширной тематики для родителей детей с ОВЗ".

Предлагаются интересные памятки для оформления логопедического уголка в группе, содержание краткое и информативное, тематика обширная ( мелкая моторика, связная речь, советы по заучиванию стихотворени...

ИНФОРМАЦИОННО - ДЕЛОВОЕ ОСНАЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"

Этот материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста....

Советы логопеда. Информационно-деловое оснащение ДОУ.

Представлен примерный перечень логопедических консультаций на год в рамках работы с родителями....

Информационно-деловое оснащение в приемную гр."Солнышко"

Оформление предназначенно для воспитателей, где можно разместить любую информацию для родителей....