Главные вкладки
информационное оснащение
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Речевая готовность к школе
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала предъявляемого учителем устно.
- Звуковая сторона речи
- Правильно произносить все звуки речи и чётко различать звуки речи на слух - необходимое условие для освоения письма;
- Чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик);
- Говорить громко, тихо, шёпотом, в зависимости от ситуации;
- Изменять темп речи с учётом содержания высказывания
Выраженные нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме. На письме появляются замены, пропуски букв. При чтении могут появиться интонационные ошибки.
- Функции звукового анализа. Дети должны уметь:
- Делить предложения на слова;
- Делить слова на слоги;
- Уметь выделять все звуки в словах;
- Устанавливать последовательность звуков в слове
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляются на письме в искажении структуры слова и предложения. Характерные ошибки:
- Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов особенно приставок и корней (в доме - «вдоме», наступила - «на ступила»
- Пропуски, перестановки, добавления слогов
- Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, перестановки букв
- Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
- Точно подбирать слова;
- Ясно выражать свои мысли, связывая различные фаты в единое целое
- Дифференцировать обозначения предметов (автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль, обувь зимняя и летняя)
- Употреблять сложные слова (длинноногий)
- Пользоваться эпитетами (чистое поле)
- Подбирать метафоры (туча комаров)
- Использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову)
- Подбирать синонимы (храбрый – смелый – отважный)
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают трудности с подбором проверочных слов.
- Грамматическая сторона речи
Навыки словоизменения. Дети должны уметь:
- Изменять существительные по падежам и числам (санки, на санках)
- Употреблять различные предлоги
- Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое небо); согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей)
- Правильно употреблять глаголы (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.)
При несформированности данных навыков наблюдаются аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуре слова:
- Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», «много деревов», «на санков»)
- Пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пощли в лес – «пошли лес»)
- Ошибки согласования (белый дом «бела дом», «пять вишнев», «голубая полотенце»)
- Навыки словообразования Дети должны уметь:
- Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи)
- Образовывать глаголы с помощью приставок (шёл – вышел – перешёл – обошёл)
- Образовывать названия детёнышей животных
- Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина-малиновое, лиса – лисья)
Если не сформированы навыки словообразования в школе при письме наблюдаются:
- Замены суффиксов («козлёнки»)
- Замены приставок («захлестнула – «нахлестнула»)
- Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.
- Связная речь Дети должны уметь:
- Свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях
- Пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности
Нарушение самостоятельной связной речи выражаются в трудностях пересказа, составлении рассказа, в написании сочинений, изложений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам.Тема "Фрукты", "Овощи"
Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам Практика использования информационного блока для родителей по лексическим...
Информационно-методическое оснащение для групп оздоровительной направленности, комбинированной направленности для детей с ОВЗ "Методы и приёмы предупреждения нарушений психо-речевого развития детей"
Информационно-методическое оснащение для массовой и логопедической группы - информация на стенд логопеда. Раскрывает возрастные особенности развития речи детей, методы и приёмы предупреждения нарушени...
Информационно-просветительское оснащение групп комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО, РАС) по темам: "Анкета для определения готовности ребёнка к школе", "Памятки обширной тематики для родителей детей с ОВЗ".
Предлагаются интересные памятки для оформления логопедического уголка в группе, содержание краткое и информативное, тематика обширная ( мелкая моторика, связная речь, советы по заучиванию стихотворени...
ИНФОРМАЦИОННО - ДЕЛОВОЕ ОСНАЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"
Этот материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста....
Информационно-деловое оснащение ДОУ
День Космонавтики...
Советы логопеда. Информационно-деловое оснащение ДОУ.
Представлен примерный перечень логопедических консультаций на год в рамках работы с родителями....
Информационно-деловое оснащение в приемную гр."Солнышко"
Оформление предназначенно для воспитателей, где можно разместить любую информацию для родителей....