Главные вкладки

    информационное оснащение
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Ионова Оксана Анатольевна

    Речевая готовность ребёнка к школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевая готовность к школе

    Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

    • Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала предъявляемого учителем устно.
    • Звуковая сторона речи
    • Правильно произносить все звуки речи и чётко различать звуки речи на слух - необходимое условие для освоения письма;
    • Чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик);
    • Говорить громко, тихо,  шёпотом, в зависимости от ситуации;
    • Изменять темп речи с учётом содержания высказывания

    Выраженные нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме. На письме появляются замены, пропуски букв. При чтении могут появиться интонационные ошибки.

    • Функции звукового анализа. Дети должны уметь:
    • Делить предложения на слова;
    • Делить слова на слоги;
    • Уметь выделять все звуки в словах;
    • Устанавливать последовательность звуков в слове

    Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляются на письме в искажении структуры слова и предложения. Характерные ошибки:

    • Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов особенно приставок и корней (в доме - «вдоме», наступила - «на ступила»
    • Пропуски, перестановки, добавления слогов
    • Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, перестановки букв
    • Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
    • Точно подбирать слова;
    • Ясно выражать свои мысли, связывая различные фаты в единое целое
    • Дифференцировать обозначения предметов (автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль, обувь зимняя и летняя)
    • Употреблять сложные слова (длинноногий)
    • Пользоваться эпитетами (чистое поле)
    • Подбирать метафоры (туча комаров)
    • Использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову)
    • Подбирать синонимы (храбрый – смелый – отважный)

    Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают трудности с подбором проверочных слов.

    • Грамматическая сторона речи

    Навыки словоизменения. Дети должны уметь:

    • Изменять существительные по падежам и числам (санки, на санках)
    • Употреблять различные предлоги
    • Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое небо); согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей)
    • Правильно употреблять глаголы (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.)

    При несформированности данных навыков наблюдаются аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуре слова:

    • Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», «много деревов», «на санков»)
    • Пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пощли в лес – «пошли лес»)
    • Ошибки согласования (белый дом «бела дом», «пять вишнев», «голубая полотенце»)
    • Навыки словообразования Дети должны уметь:
    • Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи)
    • Образовывать глаголы с помощью приставок (шёл – вышел – перешёл – обошёл)
    • Образовывать названия детёнышей животных
    • Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина-малиновое, лиса – лисья)

    Если не сформированы навыки словообразования в школе при письме наблюдаются:

    • Замены суффиксов («козлёнки»)
    • Замены приставок («захлестнула – «нахлестнула»)
    • Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.
    • Связная речь Дети должны уметь:
    • Свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях
    • Пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности

    Нарушение самостоятельной связной речи выражаются в трудностях пересказа, составлении рассказа, в написании сочинений, изложений


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам.Тема "Фрукты", "Овощи"

    Информационное оснащение уголка логопеда для родителей  детей  5- 6 лет по лексическим темам     Практика использования информационного блока для родителей по лексическим...

    Информационно-методическое оснащение для массовых и логопедических групп "Методы и приёмы предупреждения нарушений речевого развития"

    Информационно-методическое оснащение для массовой и логопедической группы - информация на стенд логопеда. Раскрывает возрастные особенности развития речи детей, методы и приёмы предупреждения нарушени...

    Информационно-просветительское оснащение логопедической группы на темы: "Анкета для определения готовности ребёнка к школе", "Памятки обширной тематики для родителей детей, посещающих логопедические группы ДОУ ".

    Предлагаются интересные памятки для оформления логопедического уголка в группе, содержание краткое и информативное, тематика обширная ( мелкая моторика, связная речь, советы по заучиванию стихотворени...

    ИНФОРМАЦИОННО - ДЕЛОВОЕ ОСНАЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"

    Этот материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста....

    Советы логопеда. Информационно-деловое оснащение ДОУ.

    Представлен примерный перечень логопедических консультаций на год в рамках работы с родителями....

    Информационно-деловое оснащение в приемную гр."Солнышко"

    Оформление предназначенно для воспитателей, где можно разместить любую информацию для родителей....