Рекомендации для заботливых родителей: "Занимательные игры с показом и называнием для самых маленьких"
методическая разработка на тему

Волкова Ольга Юрьевна

Материал рекомендован родителям детей младшего возраста. В материале предлагаются занимательные игры для детей самого младшего возраста, используя которые, родители могут научить малыша сосредоточению на окружающих предметах и игрушках,  пониманию речи окружающих людей и активному пользованию первыми словами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для заботливых  родителей.

«Занимательные игры с показом и называнием для самых маленьких».

     Нет ничего более увлекательного, чем весёлая и забавная, занимательная и познавательная игра с самым маленьким ребёнком. Процесс развития малыша требует именно этого – общения, игры, взаимной радости – самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия  с близкими людьми. В совместной игре у ребёнка возникает стойкий интерес к предметам, игрушкам, картинкам и книжкам. Он осваивает всё более активные и сложные способы взаимодействия с окружающим  миром.

     В общих играх малыш учится смотреть в лицо взрослого, прислушиваться к интонациям его голоса, понимать вопросы и отвечать на них.

     Совместное наблюдение за погремушкой, цветной рукавичкой на руке взрослого, за нарисованной на ложке рожицей через некоторое время обернётся умением ребёнка рассматривать картинки в книжке, показывать фото в семейном альбоме.

     Умение прислушиваться к голосу взрослого, звучанию бубенчиков, шуршанию бумаги, плеску воды вырастет в различение интонаций речи, в понимание простых вопросов, действий и слов.

     Я предлагаю примерные игры и игровые упражнения, которые ребёнок с ограниченными возможностями здоровья сможет освоить ближе к трём годам. Игры сгруппированы по принципу: от простого -  к сложному.

     Для организации игры с малышом необходимо помнить:

- внимание ребёнка ещё очень неустойчиво, поэтому длительность игры может быть не более 3-5 минут на первом году жизни и не более 7-10 минут на втором и третьем году жизни;

- подобрав перечень игр для своего малыша и определившись со временем в режиме дня, играйте в одни и те же игры каждый день в течение 3-4 недель;

- обязательно сопровождать игры весёлыми забавными стишками и песенками, но совсем не обязательно учить их наизусть. Выписав понравившиеся тексты на небольшие листочки бумаги, повести их над пеленальным столом, над кроваткой, на кухне и они всегда будут у Вас перед глазами.  

Игры для детей первого года жизни.

Игра «Наблюдение за рожицей»

      Нарисуйте на деревянной неокрашенной ложке весёлую рожицу. Расположите малыша на своей руке так, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперёд. Руки ребёнка с помощью вашего предплечья также направляются  вперёд, а обе его подошвы рукой прижмите одна к другой. В такой «люльке» малыш чувствует себя в безопасности и сможет рассматривать ложку, которую вы ему показываете. Через 3-4 дня ложку можно заменить на любую сюжетную игрушку.

Игра «Занимательная рукавичка».

    На яркие рукавички пришейте колокольчик, бубенцы или ещё что-то (можете придумать сами). Помните! Все предметы должны быть крепко пришиты!

    Положите малыша на свои колени и, надев рукавичку на свою руку, позвените колокольчиком, привлекая внимание к ней. Пусть ребёнок понаблюдает за ней, а потом вы сможете погладить его рукавичкой и снова привлечь внимание звуком колокольчика.

Игра с шарфиком.

     Повяжите шарф так, чтобы его концы свисали Вам на грудь, лягте и положите малыша себе на живот. Привлеките внимание ребёнка к шарфику, а затем закройте им своё лицо: «Ку-ку! Где мама? Нет мамы!» Выгляньте, сказав: «Ку-ку! Вот мамочка!»

     Пусть ребёнок дотронется до шарфа, говорите с малышом, улыбайтесь ему, давая понять, что вы рады его действиям.

Игра «Показ заводной игрушки».

     Покажите малышу заводную игрушку, заведете её, дайте возможность потрогать её, понаблюдать за ней, ловить её ручкой.

     Чтобы ребёнку было веселее, подберите стишок, отражающий характер игрушки.

Например:                              Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

   Масляна головушка,

    Шёлкова бородушка.

                                                  Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Игра «Бабочка, лети!»

     Вам понадобиться большой мяч из плотной резины и бабочка, которую можно сделать из обёрточной бумаги, перевязав посередине ниткой или лентой.

     Положите малыша  животиком на мяч, придерживая его ножки своей рукой. Покачайте его несколько раз вперёд-назад. Привлеките внимание к яркой бабочке, перемещайте её вверх – вниз (до самого пола) и снова медленно поднимайте её всё выше и выше, приговаривая:

Бабочка, бабочка!

  Полети на облачко,

                                                  Там твои детки –

  Кушают конфетки!

Игра с наручными куклами.

     Для игры необходимы куклы би-ба-бо или пальчиковые куколки.

     Сядьте на пол так, чтобы спина имела хорошую опору, ноги согните и поместите ребёнка у себя на коленях в позе «на спине».

     Наденьте куклу на руку или на палец. Перемещайте её перед малышом вправо и влево, по кругу. Каждый раз, когда малыш сможет проследить за игрушкой, меняйте её направление.

     Во второй части игры протяните куклу малышу, подтолкните его ручку по направлению к ней, помогая схватить игрушку. Обязательно сопровождайте игру стишками, потешками, песенками.

Игра «Где наш носочек?»

     Положите малыша к себе на колени. Покажите ему яркий носочек и наденьте его на ручку ребёнка. Подтолкните или приподнимите локоть ребёнка так, чтобы он мог увидеть носок, дайте возможность проследить за своей рукой.

     Внимательно наблюдайте за поведением ребёнка и только, если ребёнок самостоятельно  не пытается схватить носок другой рукой, помогите ему. Подтолкните ручку к носочку, помогите захватить и потянуть его.

     Повторите эти действия с другой рукой, а затем наденьте носок на ножку. Подтолкните противоположную ручку к носочку, помогите захватить и потянуть. Вот так! Проделайте то же с другой ножкой и противоположной ручкой.

Игра «Вздумалось детке…»

    Удобно лягте на коврик, положите ребёнка на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песни «Серенький козлик», выполняйте различные действия руками ребёнка:

   Вздумалось детке ушки потрогать

Вот так, вот так, ушки потрогать

- дотроньтесь руками малыша до своих ушей.

   Вздумалось детке щёчки потрогать

Вот так, вот так, щёчки потрогать

- дотроньтесь руками малыша до своих щёк. Надуйте щёки, когда руки ребёнка до них дотронутся, и с шумом подуйте.

Придумайте другие действия, побуждая малыша смеяться, наблюдая за вашим лицом.

Игра «Кошка и корзинка».

     Вам понадобятся корзинка и игрушечная кошка.

     Играть можно на полу, где больше места для движений.

     Поставьте корзинку, сказав: «Вот корзинка. А кто сидит  в корзинке?» Покажите малышу как кошка медленно выглядывает из корзинки, затем выпрыгивает, мяукая. Поднесите игрушку к ребёнку, побуждая рассмотреть её, потрогать, погладить. Во время знакомства с игрушкой пойте песенку:

                                         Кто мурлычет сладко, сладко

                   У Надюшкиной (имя ребёнка) кроватки?

На окошко смотрит кошка –

Как бы прыгнуть на окошко!

                                         Мяу, мяу! Мяу, мяу!

Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден только хвост: «Где киска? Мяу!» - побуждайте её найти. Каждый раз, пряча киску, переставляйте корзину в другое место, побуждайте ребёнка доползти до неё и найти кошку.

Игра «Ку-ку! Где кукла?»

     Для игры понадобятся кукла и прозрачный платок.

     Играть можно на полу, где достаточно места.

Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

 Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюша.

        Может хлопать, может петь,

  Кто желает посмотреть?

     На глазах у ребёнка спрячьте под платок куклу, спросите: «Где куколка – Ляля? Найди!». После того, как малыш найдёт куклу, дайте возможность ему поиграть с куклой и вновь спрячьте её под платок уже в другом месте комнаты.

Игра «Вот какие глазки!»

     Достаньте из-за спины куклу, сказав малышу: «Вот кукла Ляля! Закрывает, открывает глазки. Вот так!» Покажите малышу, как можно пальчиком закрыть и открыть глазки кукле. Спрячьте куклу и вновь покажите малышу: «Где Ляля? Где у куклы глазки? Вот глазки! Закрой глазки! Так, так!» (Обязательно дождитесь действий малыша).

     Играйте вновь и вновь, меняя игрушку.

Игры для детей 2-3 лет жизни.

Игра «Кто спрятался под шляпой?»

      Возьмите старую шляпу и две игрушки: мишку и зайку.

Приготовьте для ребёнка сюрприз: так, чтобы ребёнок не видел, спрячьте под шляпой мишку. Спросите: «Кто там? Кто спрятался под шляпой?»

Когда малыш найдёт мишку, попросите принести вам игрушку. Поглаживая мишку, приговаривайте:

             Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный,

        Весь из плюша мишка сшит,

                                              Ватой мягкою набит.

    Попросите малыша поиграть с мишкой: погулять с ним, покормить, попоить из чашки. Пока он выполняет эти действия, спрячьте под шляпой зайчика. Потрогав шляпу, воскликните: «Посмотри, там ещё кто-то спрятался!» Когда ребёнок найдёт зайку, скажите:

  Зайчик, ты, зайчик –

Коротеньки ножки,

Сафьяны сапожки!

     Попросите малыша покормить, покачать зайку.

     Учите ребёнка выполнять действия по вашему слову и повторять их с другими игрушками.

Игра «Вот собачка подошла…»

Для игры нужны игрушечная собачка и миска. Покажите ребёнку действия с игрушкой, читая стишок:

    Вот собачка подошла,

Детке лапку подала,

        Не хотите ли послушать,

              Как собачка просит кушать?

         Кто к собачке подойдёт,

         Кто ей кушать принесёт?

       Детка, детка к ней идёт,

     Детка кушать ей несёт.

Протяните малышу миску, попросив покормить собачку.

Суп из мисочки поела

      Отдыхать на коврик села.

Повторите все действия с начала, побуждая малыша покормить собачку.

Игра «Топ - топ»

Для игры необходимы две игрушки: кукла и кошка.

Возьмите куклу за ручки, водите её, приговаривая:

  Уходи с дороги, кот!

                                                 Наша куколка идёт,

                                                 Топ-топ, топ-топ.

 Наша куколка идёт,

Ни за что не упадёт.

                                                 Бух, упала…

При последних словах уроните куклу, пожалейте её и продолжайте:

Наша куколка идёт,

 Ни за что не упадёт.

                                                 Топ-топ, топ-топ.

Вот какая куколка!

Теперь отдайте малышу куклу и побуждайте его выполнять действия с куклой самостоятельно: водить, ронять, жалеть.

     Когда ребёнок научится действовать с куклой, научите его переносить эти же действия на другие игрушки: мишку, зайку, собачку и т.д.

Игра «С куколкой попляшем».

     Сядьте на пол лицом к лицу с малышом, взяв куклу за ручки, дайте образец действия с ней, напевая песенку:

                                              С куклой нашей

                 Ванечка (имя ребёнка) попляшет.

Похлопаем в ладошки,

  Пусть попляшут ножки.

Затем передайте куклу малышу, попросив его поплясать с ней, а вы будете хлопать в ладоши и петь песенку.

     Кроме куклы и мишка, и зайка могут танцевать с малышом, чтобы  он научился переносить это игровое  действие на другие игрушки.

Игра «Уложите куклу спать».

     Будет нужна любая сюжетная игрушка (мишка, зайка, кукла), расчёска.

Укачивайте куклу, напевая песенку:

Уложила куклу спать,

 Стала песню напевать,

Баю-бай, баю-бай.

     Глазки, кукла, закрывай.

Попросите малыша повторить ваши действия, помогите ему. Затем достаньте расчёску и причешите куклу:

                    Вот проснулась кукла-крошка,

       Причешу её немножко.

 Тихо-тихо, не шали,

Потихонечку сиди.

Проиграйте эти действия вместе с малышом.

Игра «Волшебная коробка».

     Для игры нужна большая коробка, обклеенная подарочной бумагой и обвязанная лентой и набор небольших сюжетных игрушек (мишка, кошка, лошадка, петушок, собачка и др.)

     Торжественно внесите коробку, развяжите бант и радостно воскликните: «Ой! Кто там?» Медленно доставайте из коробки игрушки, спрашивая: «Кто это?»

     Побуждайте малыша в ответе на вопрос использовать как звукоподражания: ав-ав, мяу-мяу, и-го-го, ко-ко-ко и др., так и полные слова.

     Отдав ребёнку игрушку, просите его показать, как лошадка скачет, как голос подаёт. Вместе с существительными используйте в речи глаголы: петушок клюёт зёрнышки, пьёт водичку; собачка бегает, прыгает, лает; киска умывается, мяукает, прячется.

Игра «Кто как кричит».

Рассказывая стишок, показывайте ребёнку игрушки из-за ширмы. Побуждайте его к звукоподражанию и называнию игрушек полным словом.

Гусь с гусятами живёт

В доме на лужайке.

Кто там голос подаёт?

Ну-ка, отгадай-ка!

Га-га-га-га!

Вот коза козлят ведёт

Прямо на лужайку.

Кто там голос подаёт?

Ну-ка, отгадай-ка!

Ме-ме-ме!

Воронят своих зовёт

Ворон на лужайку.

Кто там голос подаёт?

Ну-ка, отгадай-ка!

Кар-кар-кар!

Возвращаясь к показу игрушек, спрашивайте: «Кто это? Как он кричит?» и т.д.

Игра «Кто умеет чисто мыться»

     В эту игру можно играть на полу или за столом, предварительно одев на ребёнка клеёнчатый фартук. Потребуется тазик с водой и кукла.

     Сопровождайте песенку соответствующими движениями:

Кто умеет чисто мыться

И водицы не боится?

Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько моет ушки?

Это мы!

Умываться мы умеем,

Мы мочалкой моем шею.

Вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко.

Вот так!

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку.

Вот так!

Мы помылись, как большие.

Вот мы чистые какие!

Посмотри!

     Покажите действия с куклой ребёнку несколько раз, а потом попросите его искупать куклу.

Игра «Мишка с куклой».

     Смастерите ширму и приготовьте для игры куклу би-ба-бо и мишку-би-ба-бо. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая её стихотворением:

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают,

Раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой,ой,ой!

Затем передайте одну игрушку ребёнку, попросите его вам помочь. Разучите сначала игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А потом разыграйте сценку за ширмой.

     Самыми благодарными зрителями будут папа, бабушка и  дедушка.

     Используя эти простые игры, именно вы, инициируя появление и удлинение совместного для вас и малыша сосредоточения на окружающих игрушках и предметах, научите его понимать речь окружающих людей и активно пользоваться первыми словами.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Занимательные математические игры дома "

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочется напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».  Обсуждени...

Консультация для родителей: Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и за...

Практикум для родителей «Занимательные математические игры – что это?»

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений.Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на ...

Статья для родителей " Занимательные прогулки (игры для развития связной речи и не только)"

Знаете ли вы, что обычную прогулку можно легко превратить и в увлекательное путешествие, и в настоящее  занятие, и в полное неожиданностей и   приключение?Давайте попробуем...

Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".

В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме....

семинар-практикум для родителей «Занимательные математические игры для детей дошкольного возраста дома»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.Математика наукаХороша и всем нужна,Без нее прожить нам трудно,Без нее нам ...