Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления
консультация на тему

Колмакова Наталья Вячеславовна

Значение речи в жизни подрастающего поколения; как фонематический слух влияет на овладение процессом чтения; как научить ребенка читать (для начинающих читать); игры на развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_3.docx105.67 КБ

Предварительный просмотр:

   Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!

К.Д. Ушинский.

Значение речи в жизни подрастающего поколения

   Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного человеческого опыта, регулятора поведения и деятельности людей.

   Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом.

   Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Мы должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

 

             

Как речевой (фонематический) слух влияет на овладение процессом чтения

   С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением.

   Известно, что человек обладает по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром. Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему  мы можем наслаждаться мелодией любимой песни. Наконец, третий вид – речевой слух (фонематический). Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

   При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

   Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать. Поэтому обучение чтению  ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

   А научить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова «дочка-точка», «уголь-угол».

   Значит, для полноценного овладения процессом чтения ребенок должен иметь хорошо развитый речевой слух.

Для начинающих читать

                                                 

 C:\Documents and Settings\Home\Рабочий стол\kak_nauchit_chitat.jpg   Вы хотите научить ребенка      читать? Но не знаете с чего начать? Вот несколько советов по обучению ребенка чтению:

   - Знакомство со звуками - начальный этап обучения ребенка чтению. Необходимо сформировать у малыша понятие о гласных и согласных звуках. Ребенок должен научиться различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, определять на слух где находится звук в слове: в начале, в середине или в конце.

   - Малыш должен познакомиться с алфавитом

   - Очень важно научить ребенка правильному произношению слогов. Малыш не должен называть буквы по отдельности - читать слог нужно сразу, плавно "пропевая", как песенку. Чтение открытых и закрытых слогов является базовым умением для дальнейшего обучения чтению.

   - После того как ребенок научится читать слоги, он может приступить к чтению простых слов. При этом он должен руководствоваться теми же принципами, что и при чтении слогов. На этом этапе важно научить малыша делить слово на слоги, определить ударный слог.

   - Если ребенок научился хорошо читать слова и простые предложения, можно переходить к чтению небольших рассказов.

   - Навык чтения невозможно сформировать быстро. Делайте это часто и систематически. Занимайтесь с малышом в спокойной и доброжелательной атмосфере не более 20 минут.

   - На начальном этапе обучения чтению звуки и соответствующие им буквы надо называть одинаково - так как произносится звук. (например: букву "Н" следует называть не "ЭН", а "Н").

   - Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением.

   - Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!

   - На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.

   

Игры на развитие фонематического слуха

   Придумай слова на заданный звук

   Взрослый называет какой-нибудь звук и просит ребенка придумать как можно больше слов, в которых встречается этот звук.

   Отстукивание слогов

   Дети садятся в ряд. Взрослый объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова.

   Какой звук пропал в слове?

   Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки. Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы. Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки. Землю роет старый к... от, под землёю он живёт. В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он. Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала. Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой. Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу. Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки. На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.

   Какой звук в слове лишний?

   Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».

   В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.

   Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.

Литература

1. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2005. – 127 с.

2. Кобзарева Л.Г. и др. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР: Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Учитель, 2003. – 217 с.

3.jpg

C:\Documents and Settings\Home\Рабочий стол\wwwdet-sadcom_foto_305.jpg

Рекомендации для воспитателей

и родителей

Учитель-логопед

Никифорова Н.В.

Катайск 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарушения звукопроизношения у детей - дизартриков. Пути их преодоления"

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях ...

Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"

Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....

Особенности нарушений письменной речи и пути их преодоления

Буклет включает в себя задания на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза....

Педагогический проект "Педагогика сотрудничества- путь к преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ"

Оказание  качественной и эффективной помощи детям с общим недоразвитием речи, предусматривающей полноценное речевое развитие каждого ребенка, через реализацию модели сотрудничества педагогов и ро...

Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления

В статье описаны психофизические и речевые особенности детей с ДЦП, способы коррекции нарушений речи, комплексное сопровождение детей данной категории. Материал адресован широкому кругу специалистов, ...

Возможные барьеры в процессе инклюзивного образования и пути их преодоления

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что люди с особы...

Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления.

В статье описаны особенности речевых расстройств у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, их взаимосязь с двигательными нарушениями, специфика логопедической помощи при работе с детьми данн...