ТАКИЕ РАЗНЫЕ КУБИКИ
консультация на тему

Ефремова Наталья Анатольевна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon takie_raznye_kubiki.doc880 КБ

Предварительный просмотр:

                  ТАКИЕ РАЗНЫЕ КУБИКИ

Ранний возраст  - это период становления органов и систем, он особенно важен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире в связи с чем, является самым благоприятным временем для сенсорного воспитания. Слово «сенсорный» пришло из латинского языка и понимается как «чувство», «ощущение», «восприятие». Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, и чем они богаче, тем шире и многообразнее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов, отличающихся по форме, величине, цвету, вкусу и т.д.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, который не ограничивается рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство, необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями о предметах в самых различных ситуациях.

Ознакомление с восприятием формы, величины и цвета составляет основное содержание сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности, что необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе.

Сегодня мне бы хотелось рассказать о том, как интересно и познавательно играть с кубиками. К сожалению, некоторые родители не придают этим игровым атрибутам должного значения, считая их очень простым и скучным игровым оборудованием, ничего не гремит, не светится, не крутится. Я попытаюсь развеять эти представления и показать, что с кубиками играть не только интересно и познавательно, но и чрезвычайно важно!

И, для начала, мне бы хотелось пояснить  некоторые общие сведения об этой игрушке. Во-первых, кубик, как уже было сказано, это один из сенсорных эталонов, понятие о котором при нормативном развитии ребенок усваивает уже к первому году жизни и начинает отличать его от шарика и совершать первые манипулятивно-игровые действия – ставит кубик на кубик, т.е. стоит башенку. Все это происходит не вдруг, и в связи с этим ребенок должен иметь возможность играть с кубиками уже с 5-6 месяцев. Многие родители боятся кубиков, т.к. они имеют острые травмоопасные углы, но дети в этом точно не виноваты, и задача родителей в том, чтобы подобрать кубики по возрасту ребенка, например:

- для 5-6 месячного возраста – это чудесные «мякиши», однотонные, разноцветные, с картинками и без;

- по достижению ребенком годовалого возраста, можно приобрести пенопластовые, резиновые (силиконовые) кубики или пластмассовые кубики с округленными углами;

- и уже к 2 годам дети с удовольствием строят из деревянных кубиков.

А теперь давайте поиграем с кубиками. Итак, после годика родителям следует усложнять задачи, а именно:

- постепенно увеличивать количество кубиков для строительства башни,

- учить строить дорожку, приставляя кубик к кубику, обратите, пожалуйста, внимание на то, что детям с ОВЗ зачастую сложно переключиться с одой конструкции на другую, сложно удержать образ иной конструкции, т.к. она не такая устойчивая, как башенка, кубики часто изменяют положение в пространстве и ровной дорожка не получается. Если вы столкнулись с подобной проблемой не огорчайтесь, достаточно лишь немного помочь ребенку и ограничить пространство, в котором он будет строить дорожку. Для этого подберите какую-нибудь длинную коробочку по размеру ваших кубиков и повторите с ребенком манипуляцию, вот увидите, так ему будет более понятно, что он должен получить, а если вы еще поставите на первый кубик маленькую игрушку, например, зайчика и скажите ему «Зайка, прыгай: прыг-прыг (перескакивая при этом с кубика на кубик)!» ребенку станет еще более понятно, почему это конструкция называется «дорожка»;

- а далее вы вводите новую геометрическую форму – призму, а называете ее так, как будет понятнее ребенку, а именно «крышечка». Нужно это для того, чтобы развивать конструктивный праксис ребенка, расширять его представления об окружающем мире, так, построив башенку и завершив конструкцию «крышечкой», мы поясняем, что теперь у нас есть крыша и поэтому получился дом. Обязательно введите в игру персонаж, который будет жить в этом домике, постойте к домику дорожку и скажите «Ляля, иди (кукла топает по дорожке)!» Около домика: «Ляля, стой! (останавливаем куклу)». «Это дом!». «Дом большой!(вместе с ребенком поднимаем руки вверх, показывая, какой большой получился дом)» и уже дальше строим скамейку, стульчик, столик, машинку и пр.;

- малыш растет, а родители заботятся о том, чтобы ребенку был доступен конструктор, включающий в себя разнообразие геометрических форм, здесь стоит отметить только то, что прямоугольный параллелепипед стоит называть «кирпичиком», а многообразие конструкций ограничивается только вашей фантазией, которую подхватывает сознание ребенка и это расширяет его собственный опыт и конструктивный праксис.

Но кубики, можно использовать не только для строительства, кубики с картинками являются отличным дидактическим оборудованием. Во-первых, это атрибут, с помощью которого удобно запоминать и пересказывать сказки, например, «Теремок».

Можно поиграть с кубиками, на которых есть изображения, собирая картинки по обобщающим понятиям, а это в свою очередь дает возможность поиграть в игру «4 лишний», исключая из 4 картинок одну лишнюю. В данной игре можно использовать кубики с контурными рисунками, что немного усложнит задачу выбора. Конечно, в эти игры можно играть и с предметными картинками, но, если мы играем с детьми с ОВЗ, например, с малышами, имеющими двигательные нарушения, то предложенный вариант более удобный, т.к. кубики имеют объем, их проще переставлять на столе.      

Ну, и, конечно же, кубики используются как разрезные картинки. Многие родители недоумевают, почему ребенок собирает пазлы из 6-12 частей, а кубики из 4 частей вызывают у них затруднения. Связано это с концентрацией и объемом зрительного восприятия. Пазлы имеют плоскостное строение, пазлы обязательно должны совпасть и при совпадении их сложнее разомкнуть, нежели кубики, но самое главное – каждая деталь пазла имеет всего одну сторону с картинкой, в отличие от кубиков, где каждый имеет 6 сторон, а, следовательно, каждый может быть включен в одну из 6-ти картинок. Вот и получается, что кубики из 4 –х деталей на самом деле это 24 элемента.

Как же помочь малышу справиться с этой задачей. Тоже все просто: составьте последовательность действий и до тех пор, пока ребенок не привыкнет к работе с кубиками, придерживайтесь системы игры. И еще один важный момент, на первых этапах у ребенка обязательно должны быть картинки того предмета, который вы будите собирать, это можно сделать самим, например, сфотографировать готовый вариант и распечатать в виде фотографии. Итак, для начала, определитесь с ребенком, какое изображение вы будите собирать, внимательно его рассмотрите и опишите вместе с ребенком все особенности картинки, далее договоритесь, что вы рассматриваете каждый кубик отдельно и ищите на нем нужную картинку, для вы  откладываете в свою сторону все кубики и, предлагая ребенку по одному из них, вместе ищите изображение выбранного предмета. И так последовательно поступаете с каждым кубиком. Когда все кубики перевернуты нужной картинкой, обращая внимание ребенка на целостную карточку, начинаете собирать целую картинку. Желательно начинать с более объемного кусочка, например, если это животное, то с головы и дальше подставляете кубик к кубику, постоянно обращаясь к изображению целостного предмета. И так ежедневно, если у ребенка есть интерес, или через день, если ребенку данный вид деятельности не очень нравится, но и в этом случае нужно действовать системно и целенаправленно, аккуратно привлекая и вовлекая его в игру.

И еще одна небольшая ремарка: помните, что сначала мы работаем с предметными, а уже потом с сюжетными картинками, а при покупке обращайте внимание на то, чтобы на каждом кубике, была явно видимая часть предметов.

Веселой Вам совместной игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные и такие похожие

Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...

Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )

Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....

НОД «Снежинки такие знакомые и такие разные»

Цель: закрепить знания о зимнем явлении — снежинке...

Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"

Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....

Папка-передвижка "Ксилофон - такой простой и такой разный!"

Для родителей и всех интересующихся предлагается красочная папка-передвижка по одному из самых популярных инструментов для детского музицирования - ксилофону. Из нее вы узнаете, какие разнообразные и ...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...