Как дети учат друг друга разговаривать.
консультация на тему

Новожилова Елена Андреевна

         Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом по­нимающий окружающих, способствовать речевому развитию свое­го сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей с взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, раз­вернутой и лексически богатой. Именно об­щаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия («здорово», «плохо», «сильно», «смело» и т. д.), прилагательными, передающими эмо­циональное отношение («красивый», «добрый», «вредный»), лич­ными местоимениями («они», «мы», «ты»). Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные гла­гольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.

         Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более пол­но и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?

         Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, уз­нает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться «в пассиве» и не ис­пользоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.

         Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особен­ных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всег­да, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выра­жению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вче­ра,— и все становится ясным.

         Другое дело — сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать — чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.

         Связность произносимых слов и полнота грамматической фор­мы высказывания — важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем.  Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками сущест­венно   отражается   на   речевом   развитии   детей.   Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значитель­ные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу свер­стников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя.

         Итак, мы выяснили, что дошкольники стремятся к общению, что потребность быть понятым заставляет их высказываться яс­нее и правильнее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_deti_uchat_drug_druga_razgovarivat.doc54.25 КБ

Предварительный просмотр:

Как дети учат друг друга разговаривать.

        Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом по нимающий окружающих, способствовать речевому развитию свое го сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей с взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, раз вернутой и лексически богатой. Именно об щаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия («здорово», «плохо», «сильно», «смело» и т. д.), прилагательными, передающими эмо циональное отношение («красивый», «добрый», «вредный»), лич ными местоимениями («они», «мы», «ты»). Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные гла гольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.

        Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более пол но и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?

        Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, уз нает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться «в пассиве» и не ис пользоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.

        Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особен ных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всег да, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выра жению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вче ра,— и все становится ясным.

        Другое дело — сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать — чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.

        Связность произносимых слов и полнота грамматической фор мы высказывания — важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем.  Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками сущест венно   отражается   на   речевом   развитии   детей.   Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значитель ные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу свер стников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя.

        Итак, мы выяснили, что дошкольники стремятся к общению, что потребность быть понятым заставляет их высказываться яс нее и правильнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как дети учат друг друга разговаривать (консультация для родителя)

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Может ли ребенок, едва научившийся говорить и...

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинг "Взаимодействие родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Шумского детского сада Миникаева Н.А

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Консультация "Как дети учат друг друга разговаривать"

Развитие речи через общение сверстников-это еще один из аспектов создания благоприятной речевой среды.Метериал рекомендован родителям и педагогам ДОУ...

Консультация для родителей «Как дети учат друг друга разговаривать»

Консультация для родителей "Как дети учат друг друга разговаривать"...

Как дети учат друг друга разговаривать

Консультация для родителей...

"Как дети учат друг друга разговаривать"

quot;Как дети учат друг друга разговаривать"...