консультация «Познавательно - речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности»
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozn_rech_razv_na_izo.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №37 «Соловушка»

«Познавательно - речевое развитие

на занятиях по  изобразительной деятельности»

Подготовили

Рябченко И.Л

 Попова Т.В

г. Старый Оскол

Практически на любом занятии в изостудии от детей требуется выполнение действий, в котором активно учувствуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанные друг с другом- Речь и мышление. А именно они являются важным средством познавательного развития детей.

Познавательно- творческая активность дошкольников предопределяет собой успех учебно- воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности ребенка.

Воспитание познавательно творческой активности означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознования выступают как силы, побуждающие к деятельности, т.е. как мотивы деятельности. Воспитание потребности в накоплении знаний, в активном познании мира и на этой основе познавательно творческой активности ребенка обуславливает формирование таких важнейших сторон личности. Как самостоятельность, инициатива, настойчивость, развитие духовных интересов.

Познавательно- творческая активность ребенка основана на его наблюдениях. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие. Характеризуясь особой направленностью, наличием цели, наблюдение является активной формой познания личностью окружающего мира.

Наиболее эффективными способами развития наблюдательности у детей, приучения их к систематическим наблюдениям на занятиях изобразительным искусством являются следующие:

  1. Планомерное и Целенаправленное рассматривание объектов изображения- натуры. К сожалению, нередко на практике можно наблюдать, как дети не обращая внимания на натуру. Фактически рисуют по памяти и имеющихся у них представлений о данном объекте. В итоге- неточное изображение очертаний, искажение формы. Цветовой окраски изображаемого объекта. Изучения, познания натуры в данном случае не происходит. И причина этого- отсутствие у детей умения, привычки смотреть на натуру, рассматривать объекты изображения.
  2. Предварительные наблюдения природы, животных, архитектурных сооружений, движения человека на прогулке.
  3. Постоянное сравнение своего рисунка с изображаемым объектом.
  4. Выполнение быстрых набросков и зарисовок с натуры и по памяти с целью передать форму, пропорции, очертания, конструктивное строение, пространственное положение, цвет различных объектов действительности.
  5. Описание по памяти содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства.

А включение речи в познавательные процессы, без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.

Речь (педагога и ребенка) организует и активизирует мышление, помогает устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определить порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности.

Речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: Во-первых, происходит обогащения словаря детей терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по рисованию, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи.

        На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируются понятия, которые связаны с процессом изображения (узор, линия, контур, симметрия и т.д.), происходит активное накопление слов, характеризующие признаки предмета. Действия, пространственные отношения (посередине, вверху, слева и т.д.). дети усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет» и т.д.

        Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают детям быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм.

        Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в процесс восприятия способствует более активному его протеканию. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность детей, повышает их внимание, делает изобразительные действия более целенаправленными. Отмечая особую значимость речевой активности детей при изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуждаются в дополнительных побуждениях. В начальной стадии обследования предмета достаточно побуждения типа : «Что еще можно сказать?», «Рассмотри получше» и т.д. эта работа должна проводиться при каждой демонстрации наглядного пособия.

        Важно научить ребенка умению обозначать словом  предмет и его детали, рассказывать о своей работе, «Комментировать» свою деятельность. Все это способствует развитию речи и более сознательному усвоению последовательности выполнения рисунка. Необходимо что бы речь учителя была правильной. Доступной, выразительной. Правильно подобранные и поставленные вопросы способствуют активизации речи у детей. В качестве педагогических средств усиления речевой активности у детей в процессе изобразительной деятельности можно использовать различные приемы. К ним относятся: побуждение чтения ребенком стихотворения или загадки с целью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения; побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объекта; установление последовательности работы над рисунком; решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с натурой; анализ результатов изобразительной деятельности в конце каждого урока.

        Рационально сочетание направленной речи педагога и самих учеников позволяет использовать занятия рисованием в  качестве мощного источника развития познавательной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие в игровой деятельности (вторая младшая группа)

Презентация "Развитие познавательно-речевых способностей через игровую деятельность"...

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Консультация предназначена для воспитателей....

Консультация "Познавательно-речевое развитие дошкольника"

Консультация для родителей«Познавательно-речевое развитие дошкольников»Учитель-логопед: Бочагова Е.А. Познавательно-речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей п...

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ в совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Презентация на тему :«ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ в совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...

Познавательно-речевое развитие. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми.

Программное содержание: 1. Содействовать физическому развитию детей; 2. Формировать предпосылки здорового образа жизни детей; 3. Развивать способность в течении длительного периода времени развора...