Возрастные особенности дошкольников.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Животовская Анна Геннадьевна

Файлы содержат информацию о возрастных особенностях развития детей-дошкольников (таких как психическое, моторное, речевое и т.д. развитие) в различном возрасте. Эта информация может быть использована и как наглядный материал (стендовая информация в группах детского сада), и как полезное напоминание при работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_6-7.doc947 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

        ► К этому возрасту ребенок уже осознает себя как личность. Он способен понимать нормы поведения, определять и достаточно тонко различать многие моральные понятия. Например, «Добрый человек — это такой, который, всем помогает, защищает слабых». К этому возрасту ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.

► К 6–7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.

► К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере: с одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию; с другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Дошкольники уже умеют сопереживать и сочувствовать, предвосхищают последствия своих действий.

► Большое значение для детей 6–7 лет приобретает общение между собой, оно становятся более устойчивым и избирательным. Именно в этот период зарождается детская дружба.

► В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). На различные детские вопросы касательно половых различий следует отвечать честно, на том языке, который понятен ребенку, НО не углубляться в подробности. Т.е. сообщать именно ту информацию, которую надо знать дошкольнику этого возраста.

► Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Дети самостоятельно могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

► В возрасте 6–7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия.

► В 6–7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им запоминать достаточно много информации.

► Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже непохоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6–7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

► В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Например, задачу нахождения выхода из нарисованного лабиринта ребенок этого возраста, как правило, решает уже в уме.

► Речь. К 7 годам дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова, умеют строить достаточно сложные грамматические формы. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, тем самым осознавая грамматические особенности языка. В 6–7 лет увеличивается словарный запас. При общении ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. К 7 годам появляется речь-рассуждение.

► В играх дети 6–7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. И хотя игровая деятельность продолжает оставаться ведущей, ей на смену уже готовится учебная деятельность. Т.е. ребенок познает себя, окружающий мир, развивается и обучается уже не только в игре, но и в результате учебного процесса.

        И ВСЕГДА ПОМНИТЕ, что дети стремятся во всем подражать своим родителям. Вы воспитываете ребенка не только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, тем, как вы одеваетесь, как вы разговариваете, как вы радуетесь или печалитесь. Не забывайте об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности дошкольников в РЭМП.

Родителям на заметку о том, какие математические навыки должны буть у ребенка дошкольного возраста....

Возрастные особенности дошкольников

Здесь представлена информация для родителей о возрастных особенностях детей 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет....

Возрастные особенности дошкольников в игровой деятельности.

Знание возрастных особенностей позволяют педагогу понять детей и грамотно выстроить педагогический процесс....

Презентация "Возрастные особенности дошкольников"

Презентация "Возрастные особенности дошкольников"...

Возрастные особенности дошкольников.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11137998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"600","width":"800"}}]]...

Возрастные особенности дошкольника

Возрастные особенности общения  9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития Особенности общения детей раннего возрастаВ младенческом возрасте ярко выражена потребность...