«Театр – дома»
методическая разработка на тему

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr-doma.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №98 Петроградского района

Г. Санкт – Петербурга

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              музыкальный руководитель 1 категории

Волынина Ирина Сергеевна

Методическая разработка:

Тема:   «Театр – дома»

                               

          Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходит из одной и той же условности, и фокусирует в себе действительность в той самой степени, в которой каждый видит ее и как он способен ее выразить. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например, школьники, интересующиеся театром, чаще всего имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра.

         Развитый же художественный вкус – важный показатель эстетической воспитанности человека.

        Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?

        Потребность в игре у малышей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два – три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой – мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.

       Совсем маленькие дети это благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша.

       В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошли телевидение и Интернет, но ведь они никогда не смогут заменить живого творческого общения родителей и детей.

       Дорогие мамы и папы, не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего. Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней, постепенно перейти к небольшим сюжетам.

       Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия.

      Например, сказка «Теремок». В продаже есть готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборного- разборного домика – теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок один может проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.

      Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по – своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны        по – разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумал о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.

          Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями, можно перейти к домашнему театру, наполненными общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.

        Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми детей, всегда руководит взрослый человек. Малыши недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются.

При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравиться.

       Но игра – драматизация – это лишь ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно – ролевой игры.

      В сюжетно – ролевой игре и игре – драматизации дети играют для своего собственного удовольствия, хотя у них и могут быть наблюдатели, своего рода зрители. Спектакль- это сцена, зрительный зал. Участники спектакля ответственны за то, чтобы было интересно смотреть их спектакль. Это уже игра не только для себя, но и для других. Не всем детям удается принять участие в таком спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность или рассеянность.

    Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие, очень скоро принесет первые, положительные результаты.

      В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно – образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

                         Примерное описание театрализованных игр.

Расскажи стихи руками.

В эту игру можно играть бесконечно – ведь стихов, которые можно проиграть не только руками, но и всем телом очень – очень много.

     Такая игра помогает ребенку раскрепоститься, почувствовать себя, уверенней. Сначала взрослый читает стихотворение и одновременно выполняет движения, потом еще раз читает и выполняет вместе с ребенком.      Обязательно в эту игру играть вместе с ребенком!

Зайка

Заика – зайка,                                             Дети прыгают, поджав руки,

                                                                     имитируя зайку.

Маленький зайка,                                       Садятся на корточки, показать

                                                                      рукой вершок от пола.

Длинные ушки,                                           Дети приставляют ладошки к  

                                                                       голове – «ушки».

Быстрые ножки.                                          Побежали.

Заинька – зайка,                                           Движения повторяются.

Маленький зайка,

Деток боишься,                                            Дети обхватывают себя руками,

Зайка – трусишка                                          изображая страх, «дрожат».

                                                                       

                                       

Мишка

Мишка, мишка косолапый,                         Приподнять плечи, руки округлить

Мишка по лесу идет,                                    Носки ног повернуть внутрь,

                                                                        Идет переваливаясь.

                                                                       

Мишка хочет сладких ягод                           Погладить себя по животу,  

                                                                         облизнуться.

Да ни как их не найдет.                                 Оглянуться по сторонам, пожать

                                                                          плечами.

Вдруг увидел много ягод                               Показать указательным пальцем,

И тихонько зарычал.                                       на лице- восторг, двумя руками

                                                                          «собирать» ягоды в рот.

Подошли к мишутке детки,                            Помаршировать,

 Мишка ягодки им дал.                                   Протянуть ручки, «угощая»

                                                                           Ягодами.

Бабушкины забавушки

                    (мама наряжается в платок, изображая бабушку)

                     

                     Приветливо гладит ребенка по головке и говорит:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

                     Ребенок подставляет ладошки. Бабушка раздает оладушки

                     Слегка хлопает по обеим ладошкам:

                                                    Хороши оладушки

                                                    У нашей бабушки!

                          Попробуйте моих оладушков.

               

                     Есть у меня коза. Коза рогатая, коза бодатая.                                                   ( Достает из корзинки козочку – бибабо.) Знаешь, как она кричит?   ( Ребенок

 отвечает.)    

                     Идет коза рогатая,                       Кто каши не ест,

                     Идет коза бодатая                        Кто молока не пьет,

                     За малыми ребятами.                  Того забодаю

                     Ножками топ – топ,                     Забодаю, забодаю.

                     Глазками хлоп – хлоп,                

                                                                           

                      Ты кашку кушаешь? Ты молочко пьешь? (Ребенок отвечает)

              Ну, коза рогатая, прячься , к другим деткам пойдем.

Игра «Бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, (ребенок машет руками – «крылышками».)

На лугу цветы считает, (загибает пальчики.)

-Раз, два, три, четыре, пять. ( хлопает в ладоши.)

Ох, считать – не сосчитать! (прыгает на месте.)

За день, за два и за месяц…(шагает на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопает в ладоши.)

Даже мудрая пчела (машет руками –«крылышками»)

Сосчитать бы не смогла. (Загибает пальчики.)

                                                                            .

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Театр дома - учите общаться"

Что наша жизнь? Игра… игра актеров и актрис… Какая роль предназначена в этом огромном спектакле Вашему ребенку и как сделать его исполнителем главной роли?Театр для ребенка – это самый лучший вид твор...

театр дома

Рекомендации для родителей по введению элементов театрализованной деятельности в среду ребенка...

Консультация для родителей «ТЕАТР ДОМА»

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»....

"Театр дома"

Консультация для родителей на тему  "Театр Дома"...

Театр дома

Консультация для родителей в создании домашних спектаклей...

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.»

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.». Какие есть виды театра, какие из них наиболее удобно и дешевле/бюджетно использовать дома. Из чего можно сделать ширму. В к...

В рамках проекта "Театр для детей" консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома».

Консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома». «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр   великий русский поэт...