"КАША ВО РТУ": из чего она сварена?
консультация на тему

Исмагилова Гульфия Ильдаровна

«Каша во рту»: из чего она сварена?

            Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине  ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

            Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности, когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы – все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

            Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения.  Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах – и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов – все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), тяжелые инфекции, неоправданное применение медикаментов (в том числе – и прививки), серьезные стрессы – все это вещи общеизвестные. Хуже другое – среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем – привыкли к ним, как к данности.

Первый год жизни – время эмоционального контакта ребенка с миром.  И мир в данном случае – это дом и родители. Эмоциональное общение, недополученное в этом возрасте, в  прямом смысле потом «аукнется» - проблемами в развитии речи. А эмоции из нашего мира сегодня «вымываются». Взрослым и друг с другом-то часто некогда поговорить – куда уж тут еще «разговаривать» с бессловесным младенцем! Даже кормление грудью порой воспринимается всего лишь как  «физиологеский» процесс, который можно сопровождать смотрением сериала или работой за компьютером. Но ведь это – еще и момент наиболее полного эмоционального контакта между мамой и малышом! 

С другой стороны, малыша сегодня с рождения окружает  самый разнообразный информационный шум. Мир не только «кричит», он еще и мельтешит перед глазами ребенка – слишком быстро и слишком агрессивно. Работающий телевизор, музыка дома и на улице, громкие звуки города.

Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает осваивать мир физически, наощупь и «на вкус». Наступает время активного оперирования с предметами – и их называния. И тут опять же необходимо деятельное – и эмоциональное! – участие взрослого. Однако ж сплошь и рядом: дитя подросло, научилось сидеть и сосредотачивать взгляд на чем-то одном… мама облегченно вздыхает,  ставит в видеоплеер диск – нет, не с боевиком, конечно! – со «старыми добрыми советскими мультиками», и уходит заниматься своими делами. И малыш сидит, завороженно глядя в «ящик» с мелькающими картинками и непонятными звуками, приучается «кушать глазами». И почему-то совершенно не учится говорить!

Чем мама отличается от телевизора?

            Лично мое мнение как логопеда (с которым многие, возможно, не согласятся): ребенок ничего не потеряет, если  в период формирования речи (а это – примерно до пяти лет!) вообще не будет смотреть телевизора. Даже  хороших мультиков. Вполне можно гармонично расти и без компьютерных игр (в том числе и специальных «развивающих»). «Развивающий эффект» от всех этих забав сомнителен, а вот «посадить» на психику фатальный для формирования речи стресс они могут запросто!

            Я считаю, что все, что нужно малышу в раннем дошкольном возрасте для гармоничного развития (в том числе и речевого), вполне можно «найти» в семье. Мама отличается от телевизора (и актера в театре!) в первую очередь тем, что их общение (в идеале, разумеется) – личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное.

            В старину дитя проводило первые годы жизни на руках у матери или рядом с нею. Иногда – с бабушкой или  кем-то еще из женщин в семье. С ним разговаривали, пели, играли - «пестовали». То есть мир его состоял из постоянно звучащей, эмоционально насыщенной и очень конкретной – «про  жизнь» - человеческой речи. Ребенку, по мере роста, давали играть с тем, из чего состоит быт, а не со специально разработанными «развивающими» кусками пластмассы, как сейчас.  Он постепенно включался в жизнь семьи, начиная обслуживать себя, все больше помогать по хозяйству. Слова были тесно «привязаны» к реальным предметам и явлениям, окружающим ребенка. Неплохо бы и современным родителям вспомнить этот опыт! Предметная и звуковая среда, в которой растет малыш, намного важнее правильных «методик раннего развития».

            Когда ребенок учится говорить, очень важно не «перегрузить» его. Не стоит пытаться научить дошкольника во что бы то ни стало выговаривать слово «синхрофазотрон» - придет время, освоит, если понадобится! Мне представляется сомнительным и стремление родителей пораньше научить ребенка чтению и иностранным языкам. Бывают дети, которым это дается легко, и не порождает проблем с речью, но…Всему свой срок, не стоит торопить события там, где есть риск, что это принесет вред.

            И еще. Всегда надо помнить, что говорить малыш учится по подражанию. И чудесно «наследует» специфические особенности речи домашних! Не только мамин грассирующий «р» и бабушкину «беззубую» шепелявость. Имеет значение все: интонации, темп, четкость и громкость речи взрослых, грамотность в построении фраз… Стоит следить за всем этим!

Родительские «ЧаВо» к логопеду

            Итак, основные «вехи» обретения речи. Голос подавать дитя умеет с рождения - это крик и плач. В первые месяцы важны психомоторные  реакции: улыбка, узнавание лиц, «комплекс оживления». Еще до полугодовалого возраста ребенок начинает произносить звуки - «петь» гласные, повторять слоги. Молчание должно вызывать тревогу у родителей!

            В 7-10 месяцев человечек начинает понимать речь взрослых и говорить первые слова. Вот здесь – внимание! – «часто задаваемый вопрос»: как отличить то самое, долгожданное Первое Слово малыша от «тренировочного» хаотического набора звуков – лепета? На «слова» в нашем взрослом понимании оно может быть совсем не похоже! Но это всегда вполне определенный набор звуков, привязанный к конкретному явлению, предмету, действию, человеку. Не обязательно классическое «мама». Но если дитя, протягивая руку к предмету, настойчиво голосит «дяяя!», вы и сами без труда поймете, что это скорее всего – «дай!». То есть - уже слово. Или преследует домашнего любимца, восхищенно выдыхая «кох!». Или лезет к маме за пазуху, восклицая «си!». Ну, и так далее…

            С этого времени и до полутора лет «словарный запас» активно пополняется. Стоит насторожиться если «новых слов» долгое время нет.

Наконец, наступает патетический момент: ребенок заговорил! Вот тут родительское «ЧаВо» № 2: «Что значит «заговорил»? С какого момента речь малыша можно считать именно речью?». С точки зрения логопеда - это когда отдельные первые слова превращаются в высказывания. Пусть короткие! Не просто  «Дай!» с указанием на желаемый предмет, а «Дай чашку!». Или - в обозначения действий («Я пись!» «Лопата – копать!» «Машина – биби!») .

Это обычно происходит в период от  1 года и 8 месяцев до 2 с небольшим лет. Вот тут – важный момент! Огромная группа риска – дети, которые не заговорили до трех лет. Тут уже однозначно надо консультироваться с логопедом. И – как можно больше внимания обращать опять же на эмоциональный контакт. Давать пример речевого общения – и кстати, это повод задуматься над собственной речью. Достаточно ли отчетливо, интонированно, грамотно говорит родитель? Или все общение в семье состоит из коротких незаконченных фраз? А может, мама, наоборот, говорит слишком много и быстро – и в основном не с ребенком, а с подругами по телефону? Незаговорившего стоит побуждать говорить, но – без насилия! Потому что тогда вообще можно «закрепить» нежелание общаться вербально. Куда эффективнее играть в игры, и не только речевые – но и с предметами. Читать стихи, делая в конце строчек паузу и поощряя «закончить». И помнить, что речь таки действительно напрямую связана с мелкой моторикой – очень хорошо играть в пальчиковые игры, давать ребенку возможность манипулировать с мелкими предметами.

            К сожалению, в этот период индивидуальные занятия с логопедом почти невозможны – просто неэффективны. Ребенок в 3 года способен «заниматься» всего 5-10 минут. А дальше? Зато таким детям очень на пользу занятия в творческих студиях.

С 2 до 3 лет – период острого, почти обвального освоения речи. Слов становится все больше, предложения – все сложнее и осмысленнее. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает около тысячи слов. Он употребляет почти все части речи, распространенные предложения.

В 3-4 года большинство «думающих» родителей маленьких болтунов и почемучек начинает тревожиться, что чадо не выговаривает какие-то звуки. И правильно! Вообще-то то, что ребенок после 4-х не произносит каких-то отдельных звуков – вариант нормы. Но! Часто родитель сам не может оценить, насколько это временные проблемы, могут ли они «сами рассосаться» или с этим все-таки уже надо что-то делать.

 Вообще-то в норме к 5-5,5  годам у ребенка должны  «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного – пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и  у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят!): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

            Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка  логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

-  неправильно выговаривает какие-то звуки;

-  переставляет слоги в словах;

-  неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

- не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)

-  речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается – это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут – и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5  лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! -  каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему,  перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasha_vo_rtu_iz_chego_ona_svarena.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Каша во рту»: из чего она сварена?

            Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине  ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

            Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности, когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы – все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

            Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения.  Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах – и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов – все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), тяжелые инфекции, неоправданное применение медикаментов (в том числе – и прививки), серьезные стрессы – все это вещи общеизвестные. Хуже другое – среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем – привыкли к ним, как к данности.

Первый год жизни – время эмоционального контакта ребенка с миром.  И мир в данном случае – это дом и родители. Эмоциональное общение, недополученное в этом возрасте, в  прямом смысле потом «аукнется» - проблемами в развитии речи. А эмоции из нашего мира сегодня «вымываются». Взрослым и друг с другом-то часто некогда поговорить – куда уж тут еще «разговаривать» с бессловесным младенцем! Даже кормление грудью порой воспринимается всего лишь как  «физиологеский» процесс, который можно сопровождать смотрением сериала или работой за компьютером. Но ведь это – еще и момент наиболее полного эмоционального контакта между мамой и малышом! 

С другой стороны, малыша сегодня с рождения окружает  самый разнообразный информационный шум. Мир не только «кричит», он еще и мельтешит перед глазами ребенка – слишком быстро и слишком агрессивно. Работающий телевизор, музыка дома и на улице, громкие звуки города.

Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает осваивать мир физически, наощупь и «на вкус». Наступает время активного оперирования с предметами – и их называния. И тут опять же необходимо деятельное – и эмоциональное! – участие взрослого. Однако ж сплошь и рядом: дитя подросло, научилось сидеть и сосредотачивать взгляд на чем-то одном… мама облегченно вздыхает,  ставит в видеоплеер диск – нет, не с боевиком, конечно! – со «старыми добрыми советскими мультиками», и уходит заниматься своими делами. И малыш сидит, завороженно глядя в «ящик» с мелькающими картинками и непонятными звуками, приучается «кушать глазами». И почему-то совершенно не учится говорить!

Чем мама отличается от телевизора?

            Лично мое мнение как логопеда (с которым многие, возможно, не согласятся): ребенок ничего не потеряет, если  в период формирования речи (а это – примерно до пяти лет!) вообще не будет смотреть телевизора. Даже  хороших мультиков. Вполне можно гармонично расти и без компьютерных игр (в том числе и специальных «развивающих»). «Развивающий эффект» от всех этих забав сомнителен, а вот «посадить» на психику фатальный для формирования речи стресс они могут запросто!

            Я считаю, что все, что нужно малышу в раннем дошкольном возрасте для гармоничного развития (в том числе и речевого), вполне можно «найти» в семье. Мама отличается от телевизора (и актера в театре!) в первую очередь тем, что их общение (в идеале, разумеется) – личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное.

            В старину дитя проводило первые годы жизни на руках у матери или рядом с нею. Иногда – с бабушкой или  кем-то еще из женщин в семье. С ним разговаривали, пели, играли - «пестовали». То есть мир его состоял из постоянно звучащей, эмоционально насыщенной и очень конкретной – «про  жизнь» - человеческой речи. Ребенку, по мере роста, давали играть с тем, из чего состоит быт, а не со специально разработанными «развивающими» кусками пластмассы, как сейчас.  Он постепенно включался в жизнь семьи, начиная обслуживать себя, все больше помогать по хозяйству. Слова были тесно «привязаны» к реальным предметам и явлениям, окружающим ребенка. Неплохо бы и современным родителям вспомнить этот опыт! Предметная и звуковая среда, в которой растет малыш, намного важнее правильных «методик раннего развития».

            Когда ребенок учится говорить, очень важно не «перегрузить» его. Не стоит пытаться научить дошкольника во что бы то ни стало выговаривать слово «синхрофазотрон» - придет время, освоит, если понадобится! Мне представляется сомнительным и стремление родителей пораньше научить ребенка чтению и иностранным языкам. Бывают дети, которым это дается легко, и не порождает проблем с речью, но…Всему свой срок, не стоит торопить события там, где есть риск, что это принесет вред.

            И еще. Всегда надо помнить, что говорить малыш учится по подражанию. И чудесно «наследует» специфические особенности речи домашних! Не только мамин грассирующий «р» и бабушкину «беззубую» шепелявость. Имеет значение все: интонации, темп, четкость и громкость речи взрослых, грамотность в построении фраз… Стоит следить за всем этим!

Родительские «ЧаВо» к логопеду

            Итак, основные «вехи» обретения речи. Голос подавать дитя умеет с рождения - это крик и плач. В первые месяцы важны психомоторные  реакции: улыбка, узнавание лиц, «комплекс оживления». Еще до полугодовалого возраста ребенок начинает произносить звуки - «петь» гласные, повторять слоги. Молчание должно вызывать тревогу у родителей!

            В 7-10 месяцев человечек начинает понимать речь взрослых и говорить первые слова. Вот здесь – внимание! – «часто задаваемый вопрос»: как отличить то самое, долгожданное Первое Слово малыша от «тренировочного» хаотического набора звуков – лепета? На «слова» в нашем взрослом понимании оно может быть совсем не похоже! Но это всегда вполне определенный набор звуков, привязанный к конкретному явлению, предмету, действию, человеку. Не обязательно классическое «мама». Но если дитя, протягивая руку к предмету, настойчиво голосит «дяяя!», вы и сами без труда поймете, что это скорее всего – «дай!». То есть - уже слово. Или преследует домашнего любимца, восхищенно выдыхая «кох!». Или лезет к маме за пазуху, восклицая «си!». Ну, и так далее…

            С этого времени и до полутора лет «словарный запас» активно пополняется. Стоит насторожиться если «новых слов» долгое время нет.

Наконец, наступает патетический момент: ребенок заговорил! Вот тут родительское «ЧаВо» № 2: «Что значит «заговорил»? С какого момента речь малыша можно считать именно речью?». С точки зрения логопеда - это когда отдельные первые слова превращаются в высказывания. Пусть короткие! Не просто  «Дай!» с указанием на желаемый предмет, а «Дай чашку!». Или - в обозначения действий («Я пись!» «Лопата – копать!» «Машина – биби!») .

Это обычно происходит в период от  1 года и 8 месяцев до 2 с небольшим лет. Вот тут – важный момент! Огромная группа риска – дети, которые не заговорили до трех лет. Тут уже однозначно надо консультироваться с логопедом. И – как можно больше внимания обращать опять же на эмоциональный контакт. Давать пример речевого общения – и кстати, это повод задуматься над собственной речью. Достаточно ли отчетливо, интонированно, грамотно говорит родитель? Или все общение в семье состоит из коротких незаконченных фраз? А может, мама, наоборот, говорит слишком много и быстро – и в основном не с ребенком, а с подругами по телефону? Незаговорившего стоит побуждать говорить, но – без насилия! Потому что тогда вообще можно «закрепить» нежелание общаться вербально. Куда эффективнее играть в игры, и не только речевые – но и с предметами. Читать стихи, делая в конце строчек паузу и поощряя «закончить». И помнить, что речь таки действительно напрямую связана с мелкой моторикой – очень хорошо играть в пальчиковые игры, давать ребенку возможность манипулировать с мелкими предметами.

            К сожалению, в этот период индивидуальные занятия с логопедом почти невозможны – просто неэффективны. Ребенок в 3 года способен «заниматься» всего 5-10 минут. А дальше? Зато таким детям очень на пользу занятия в творческих студиях.

С 2 до 3 лет – период острого, почти обвального освоения речи. Слов становится все больше, предложения – все сложнее и осмысленнее. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает около тысячи слов. Он употребляет почти все части речи, распространенные предложения.

В 3-4 года большинство «думающих» родителей маленьких болтунов и почемучек начинает тревожиться, что чадо не выговаривает какие-то звуки. И правильно! Вообще-то то, что ребенок после 4-х не произносит каких-то отдельных звуков – вариант нормы. Но! Часто родитель сам не может оценить, насколько это временные проблемы, могут ли они «сами рассосаться» или с этим все-таки уже надо что-то делать.

 Вообще-то в норме к 5-5,5  годам у ребенка должны  «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного – пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и  у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят!): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

            Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка  логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

-  неправильно выговаривает какие-то звуки;

-  переставляет слоги в словах;

-  неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

- не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)

-  речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается – это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут – и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5  лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! -  каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему,  перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему: "Из чего варят кашу - и как сделать ее вкусной?"

Сформировать у детей предствление о пользе и разнообразии каши....

Из чего варят кашу

Презентация по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников подготовительной группы. Ознакомление детей с названиями растений и круп, из которых варят различные каши, в стихах. Дети кратко знако...

Конспект НОД"Из чего готовят кашу"

Знакомство детей с зерновыми культурами, Развитие речи, развитие мелкой моторики....

Конспект занятия Тема « Из чего сделаны каши » Возрастная группа старшая

Закреплять знания и умения детей называть и различать названия круп и каш; уточнять знания детей о том, из каких растений и круп можно сварить кашу (познавательное развитие).*Совершенствовать умение д...

из чего варят каши

Ваши дети не любят кашу? Попробуйте использовать этот материал. Дети легко запомнят из какой крупы варят кашу, какие бывают каши, почему нужно есть кашу каждый день. И еще попробуют отгадать загадки о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИЗ ЧЕГО ВАРЯТ КАШУ И КАК СДЕЛАТЬ ЕЁ ВКУСНОЙ"

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста о правильном и полезном питании....