Главные вкладки

    Учим детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.
    консультация на тему

    Емельянова Елена Владимировна

    Учим  детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.

    ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.

    Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности, и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.

    Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

    Предлоги делятся на группы:

    ·         1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.

    ·         2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.

    ·         3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.

    ·         4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.

    ·         5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.

    ·         6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

    Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.

    Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.

    Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

    Как проводить игры с предлогами?

    Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

    ·         от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)

    ·         к рассматриванию картинок (где? назови)

    ·         к решению задач без наглядной опоры – словесных задач, без картинок и игрушек.

    Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста

    В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между.  Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.

    Рекомендуемые игры:

    Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

    «Прятки»

    В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.

    Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам (в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)

    «Котёнок и собака» (с пальчиками) - воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. (кулачок – домик кошечки, пальчик указательный - кошечка)

    «Загадки» - предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д.

    После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

    Игры в стихах:

    «Что взяла, клади на место»

    ·         «Это Оленьке известно:
    Что взяла, клади на место!
    Только девочка мала:
    Забывает, где взяла.

    ·         На кроватку ставит кружку,
    На паркет кладет подушку,
    Прячет ботики в буфет.
    Всё на месте или нет?

    ·         Если мама промолчала,
    Надо делать всё сначала:
    На буфет нести подушку,
    На паркет поставить кружку,
    Сунуть ботики в кровать…
    Кажется, не так опять?

    ·         Оля смотрит виновато:
    Нет, стояло всё не там…
    Помогите ей, ребята,
    Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

    Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

    Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД)

    Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учим  детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.

    ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.

    Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности, и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.

    Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

    Предлоги делятся на группы:

    • 1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
    • 2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
    • 3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
    • 4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
    • 5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
    • 6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

    Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.

    Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.

    Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

    Как проводить игры с предлогами?

    Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

    • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
    • к рассматриванию картинок (где? назови)
    • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач, без картинок и игрушек.

    Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста

    В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между.  Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.

    Рекомендуемые игры:

    Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

    «Прятки»

    В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.

    Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам (в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)

    «Котёнок и собака» (с пальчиками) - воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. (кулачок – домик кошечки, пальчик указательный - кошечка)

    «Загадки» - предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д.

    После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

    Игры в стихах:

    «Что взяла, клади на место»

    • «Это Оленьке известно:
      Что взяла, клади на место!
      Только девочка мала:
      Забывает, где взяла.
    • На кроватку ставит кружку,
      На паркет кладет подушку,
      Прячет ботики в буфет.
      Всё на месте или нет?
    • Если мама промолчала,
      Надо делать всё сначала:
      На буфет нести подушку,
      На паркет поставить кружку,
      Сунуть ботики в кровать…
      Кажется, не так опять?
    • Оля смотрит виновато:
      Нет, стояло всё не там…
      Помогите ей, ребята,
      Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

    Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

    Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД)

    Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

    Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

    Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

    "Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....

    «Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

         Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...