Учим детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.
консультация на тему

Емельянова Елена Владимировна

Учим  детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.

ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.

Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности, и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.

Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Предлоги делятся на группы:

·         1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.

·         2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.

·         3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.

·         4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.

·         5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.

·         6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.

Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.

Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

Как проводить игры с предлогами?

Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

·         от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)

·         к рассматриванию картинок (где? назови)

·         к решению задач без наглядной опоры – словесных задач, без картинок и игрушек.

Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между.  Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.

Рекомендуемые игры:

Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

«Прятки»

В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.

Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам (в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)

«Котёнок и собака» (с пальчиками) - воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. (кулачок – домик кошечки, пальчик указательный - кошечка)

«Загадки» - предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д.

После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Игры в стихах:

«Что взяла, клади на место»

·         «Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

·         На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

·         Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

·         Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД)

Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учим  детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.

ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.

Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности, и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.

Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Предлоги делятся на группы:

  • 1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
  • 2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
  • 3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
  • 4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
  • 5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
  • 6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.

Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.

Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

Как проводить игры с предлогами?

Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач, без картинок и игрушек.

Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между.  Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.

Рекомендуемые игры:

Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

«Прятки»

В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.

Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам (в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)

«Котёнок и собака» (с пальчиками) - воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. (кулачок – домик кошечки, пальчик указательный - кошечка)

«Загадки» - предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д.

После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Игры в стихах:

«Что взяла, клади на место»

  • «Это Оленьке известно:
    Что взяла, клади на место!
    Только девочка мала:
    Забывает, где взяла.
  • На кроватку ставит кружку,
    На паркет кладет подушку,
    Прячет ботики в буфет.
    Всё на месте или нет?
  • Если мама промолчала,
    Надо делать всё сначала:
    На буфет нести подушку,
    На паркет поставить кружку,
    Сунуть ботики в кровать…
    Кажется, не так опять?
  • Оля смотрит виновато:
    Нет, стояло всё не там…
    Помогите ей, ребята,
    Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД)

Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....

«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

     Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...

Консультация для педагогов "Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги"

Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги...

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...