«Чтение художественной литературы для дошколят»
статья (старшая группа) на тему
Требования к организации чтения художественной литературы дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hud._literatury.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтение художественной литературы для дошколят»
Воспитатель МАДОУ ЦРР д-с № 14 И.Н. Рудская
«Испокон века книга растит человека» - гласит народная мудрость. Позвольте дать некоторые общие рекомендации по вопросам, касающимся приобщения детей к литературе, воспитания читателя.
Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Кроме того, русская литература всегда была литературой, не только понимающей детскую душу, но и созидающей ее. Основы формирования грамотного читателя должны быть заложены в период дошкольного детства, тогда ребенок придет в школу читателем. Необязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим ее смысл и значение.
Серьезную конкуренцию книге в настоящее время составляет телевидение. К сожалению, мы, родители, зачастую легкомысленно доверяем теленяньке воспитание и образование наших чад. Помимо прочего негатива, здесь есть еще одна опасность: телевидение оперирует готовыми образами, из-за чего не развивается такая важнейшая функция детской психики, как воображение. Психологи называют воображение в детском возрасте паровозиком, который тянет за собой остальные вагончики - психические процессы: память, мышление, речь. С низким уровнем воображения в дошкольном возрасте связывают последующие школьные проблемы: низкий уровень калиграфии, проблемы с чистописанием. Своевременное приобщение ребенка к книге может снять эти и еще множество других проблем, в частности, такую глобальную, как проблема грамотности.
Позвольте предложить вам некоторые общие методические
требования к организации чтения художественной литературы дома.
- Чтение должно быть ежедневным, чтобы создать привычку, ритуал.
- Время для чтения всегда должно быть одно и то же, продолжительность чтения для старших дошкольников от 15 минут до 25, для младших – от 5 до 15-ти.
- Чтение должно проходить в непринужденной обстановке: дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно. Не желающие в данный момент слушать чтение должны обязательно соблюдать правило: не мешать.
- Читая книгу, взрослый выступает как партнер детей по восприятию содержания, те проявляет соответствующие эмоции: удивление, изумление, сострадание: монотонное механическое чтение может отбить у ребенка желание слушать даже самую интересную книгу.
- Подбирая для ребенка художественные тексты для чтения ребенку следует руководствоваться принципами чередования: чередовать большие литературные произведения для продолжительного чтения и малые – для непродолжительного; целесообразно так же чередовать прозу и стихи.
- Большие художественные произведения читаются несколько дней подряд(от 2 до 10-12), не делая перерывов, так как дети должны иметь возможность удержать в памяти сюжет книги и «вжиться» в воображаемые события. Ежемесячно можно читать 1-2 больших произведения.
- Обсуждения произведений должны носить непринужденный характер, обсуждение уместно, если у детей возникают вопросы непосредственно после чтения.
Взрослые – родители и воспитатели – должны являться для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней.
Надеюсь, что мы и наши дети опровергнем утверждение, что россияне перестали быть самой читающей нацией, и что культурный багаж наших детей будет составлять не телевизионная окрошка , а сокровища золотого фонда мировой и отечественной художественной литературы.
Уже само регулярное чтение и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию дает очень много для развития и образования детей, но, кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон для других форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Например:
- Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (А.А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)
Что надежнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет плавает, другой тонет? Попробуем сами провести эксперимент.
- Удобно ли измерять удава попугаями? (Г . Остер, «38 попугаев»)
Придумаем свои мерки. А, может, применим подходящие инструменты?
- На чем только не путешествовал Алеша-Почемучка. (Б. Житков, «Что я видел») Попробуем разобраться в этих видах транспорта. Повод для классификационной работы.
Так же художественные тексты предоставляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.
- Какой он, Слонопотам? - задумался Пятачок. (А.А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)
У каждого своя версия – нарисуем или слепим слонопотама
Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей (меч, шлем), элементы костюмов, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги. Можно изготовить макеты Цветочного города, где живет Незнайка, макет Мумми-дола, где живут Мумми-тролли.
Художественные произведения можно использовать для осознания детьми разнообразных конфликтов, возникающих в реальных отношениях со взрослыми и сверстниками. Художественный текст дает возможность увидеть конфликт со стороны и понять, какими способами его можно разрешить. (Рассказы Носова, Осеевой). Практически весь диапазон типичных нравственных ситуаций находит свое отражение в произведениях для детей, их можно обсуждать по мере чтения. Хотелось бы предостеречь от излишней назидательности: воспитательное значение художественной литературы тем и ценно, что мораль преподносится ненавязчиво, обращаясь к чувствам ребенка.
Не забываем о возможностях развития детской речи : это может быть продолжение словесных опытов персонажей: сочиняем стихи вместе с Винни-Пухом и Незнайкой, игры со словом по аналогии со стихами Маршака, Чуковского, Хармса и др. («Котауси и Мауси», «Глубокоуважаемый вагоноуважаемый» и др.)
Через художественные тексты можно открыть детям возможности построения сюжетов, например, хорошим поводом для игры-придумывания может стать любой увлекший детей сюжет художественного произведения, вызывающий желания продолжить приключения любимых персонажей (Что могло произойти со Снусмумриком, когда он покинул Муми-дол, что было дальше с Незнайкой и др.
Данные рекомендации , как вы уже поняли, относились к родителям детей старшего дошкольного возраста.
Родителям младших дошкольников можно порекомендовать читать малышу с раннего возраста потешки, прибаутки, колыбельные: делайте это эмоционально, следя за четкостью произношения и интонацией. Чтение должно сопровождаться движениями (подрастал сильный-сильный – показать, какой сильный; как березка, стройный, стройный – показать, какой стройный). Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является повторение одного и того же текста. Книги для младших дошкольников должны быть динамичными (детям интересен сюжет, из частей речи в произведении должны преобладать глаголы), хорошо иллюстрированными. (Сутеев, Чуковский, Маршак). Если в тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить его значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
«Чтение художественной литературы для дошколят»
Требования к организации чтения художественной литературы дома....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...