Психологические трудности детей-дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Логачева Галина Федоровна

Эмоциональная жизнь дошкольника связана с преобладанием чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот - отвергаются.Выявлено, что психические состояния детей дошкольного возраста характеризуются легкостью возникновения, изменениями и влиянию извне.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_trudnosti_detey.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические трудности детей-дошкольников

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.  

Эмоциональная жизнь дошкольника связана с преобладанием чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот - отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность.  От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

На протяжении детства, в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром,  особенности эмоций (их сила, длительность и  устойчивость) изменяются.

 Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.    

 Суть механизма  эмоционального предвосхищения в том, что еще до того, как ребенок  начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых.

 Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Значимой чертой   формирования  эмоций и чувств у ребенка  является общение его со сверстниками.

При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее.

Выявлено, что психические состояния детей дошкольного возраста характеризуются легкостью возникновения, изменениями и влиянию извне.

Основными  причинами  эмоциональных нарушений развития ребенка являются:

  • физиологические;  
  • индивидуальные особенности;
  • социальные (развод родителей, переезд, болезнь, форма наказания (насилие, чрезмерное наказание), и т.д.)

К физиологическим причинам  эмоциональных нарушений относится - внутриутробное развитие, родовые травмы, наследственность;

Под индивидуальными особенностями причин эмоциональных нарушений понимается совокупность индивидуально-психологических свойств динамической активности, т.е. своеобразному проявлению темперамента.

Уже с первых дней жизни младенцы заметно отличаются друг от друга, поскольку, как утверждают исследователи, нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Они различаются сначала тем, как засыпают и как переходят от сна к бодрствованию.

Типологические различия детей старшего возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками.

Физиологической основой темперамента является  совокупность основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Тип высшей нервной деятельности определяет не ее содержание, а то, какой будет ребенок - спокойной, собранной, мобильной или суетливой, импульсивным, хаотичной.

Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

Сангвиник

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне.

 С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое.

В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но также быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему.

Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать.

 В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

Холерик

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы.

Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты.

Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать.

 В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения.

На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Флегматик

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут.

Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом.

Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют.

Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками.

Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов.

 Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми.

 Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Меланхолик

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью.

Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства.

Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается.

 Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

В силу специфических возрастных особенностей нервной системы у ребенка дошкольного возраста изменяется соотношение этих типов темперамента.

         Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека.

 Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.

Все это следует учитывать родителям и всем взрослым, участвующим в развитии и формировании личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы детей-дошкольников.

Психологические проблемы детей-дошкольников Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно...

Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...

Психологические трудности дошкольников

Содержание 1. Введение2. Психологические трудности дошкольников3. Заключение 4. Список литературы...

Психологические трудности детей имеющих речевые нарушения

Определяющие значение для развития речевой деятельности  имеют первые три года жизни ребенка. Как известно, появление гуления еще не гарантирует дальнейшего нормального речевого и психического ра...

Консультация для родителей "Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи"

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в  тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторо...

Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий,...

Родительское собрание "Психологические трудности детей в образовательном процессе"

Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста...