Особенности развития речи детей 3-го года жизни
консультация (младшая группа) на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

Особенности развития речи детей 3-го года жизни.

Речь – это главная психическая и самая сложная функция. Она не является врожденной, она формируется по мере развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_detey_2-3_let.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Речь – это главная психическая и самая сложная функция. Она не является врожденной, она формируется по мере развития человека.

Через речь ребенок усваивает около 70% всех знаний. Недостаточно развитая речь тормозит интеллектуальное развитие.

У маленьких детей период формирования речи всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Все возрастные неправильности произношения должны исчезнуть к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной.

Что необходимо избегать родителям?

Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Рекомендации для того чтобы ваш ребенок научился воспринимать речь (слышать вас)

Необходимо говорить: медленно, четко артикулировать звуки, договаривать слова до конца. Если вы будете так разговаривать, то у ребенка исчезают аграмматизмы.

Мозг ребенка не способен воспринимать быструю речь! Ведь в первую очередь понимается начало и конец слова, а середина дополняется сама.

Разговаривать с ребенком только голосом разговорной громкости, периодически переходя на шепот, ни в коем случае не кричать! Т.к. во время крика возникают низкочастотные волны и неблагоприятно влияют на мозг.

Если после крика ребенок успокоился, то он испытал болевой синдром. Постепенно у него вырабатывается зависимость, и он начинает специально вас выводить!

Как помочь ребенку овладеть чистой речью?

Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме (с - песенка водички, з - песенка комара, ж - жужжит жук, ш - песенка ветра, р - мотор самолета)

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами(язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.

Формирование у детей правильного произношения

Период от 2-3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса (в 3-4 раза). Возрастает понимание ребенком речи. В речи детей преобладают слова-названия, глаголы. Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Однако речь детей еще несовершенна. О звукопроизношении ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. В этом возрасте важно научить детей четко, громко(тихо), быстро(медленно) произносить гласные звуки и простые согласные: а, о, у, ы, и, э, м, п, н, т, к, в, ф и д.р. Звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ребенок обычно или пропускает или заменяет (с-ф, ш-с, р-л). Очень важно в этот период развивать у детей слуховое внимание, речевое дыхание, голос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ

Материал написан в помощь родителям....

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Как помочь ребенку овладеть чистой речью?...

Советы логопеда Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Советы логопедаОсобенности развития речи детей 3-го года жизни...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Особенности развития речи детей 3-4 года жизни»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. От уровня...