Взаимодействие с семьёй (безопасное поведение дошкольников)
консультация (средняя группа) на тему

Семенова Наталья Викторовна

Как воспитывать безопасное поведение у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_tsentr_razvitiya_rebyonka.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Центр развития ребёнка

Д/С№12

Левобережного района

г. Воронежа

                                                   Консультация

На тему :  Взаимодействие с семьёй (безопасное поведение дошкольников)

                                                                 Воспитатель: Семенова Н.В.

                                               

                                                 2017

Как воспитывать безопасное поведение у дошкольников

Дошкольный возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в ДОУ позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

 Рано ожидать от дошкольников, что бы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Эти решения им нужно подсказать. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух  направлениях: устранение травма опасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями  правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, что бы закрепить представления детей. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные минутки безопасности, включайте в различные  занятия и режимные процессы, позволяют закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Необходимо закреплять с детьми знания ими домашнего телефона, адреса, фамилии, имени, отчества родителей. Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.  

Песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Моделирование  возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образов поведения  - необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности. Регулирование поведения дошкольников  путем прямых запретов должно быть минимальным. Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании  безопасного поведения ребенка должны приходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, и игрушки. Порядок в доме и в группе не только для чистоты, но и для безопасности.

«Что если…?». Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

 Широко нужно использовать произведение  детской художественной литературы,  в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей.

 Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращение с каким-либо  предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, просмотр учебных фильмов.

            Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одни из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее   опасных  ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения.

  • Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод игрового моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей .Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Особенность игровых ситуаций в том, что они являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций — ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП.

Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна. Например, переходя дорогу попросить ребенка поменяться ролями (ты – мама, а я – дочка, переведи меня через дорогу).

Таким образом, проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение. Оно помогло и помогает в работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников.

Важным компонентом обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах является предметно-развивающая среда. Определяющим для построения среды является принцип эмоциональной комфортности.

С целью привлечения родителей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах ежегодно  можно проводить:

- семейные конкурсы рисунков «Дорожная азбука», «Дорога безопасности для будущих первоклассников»;

- семейные конкурсы плакатов «Правила дорожного движения глазами детей», «Притормози»;

- конкурсы семейных поделок «Дорога и я – лучшие друзья»;

- семейное проектирование «Составление безопасного маршрута от дома до детского сада;

- конкурс – фото факт «Водитель, будь внимателен»;

- развлечения «Папа, мама, я – безопасная семья», «Страна ПДДейка».

- семейные акции «Автокресло – детям», «Ремень безопасности – шанс на жизнь».

Вся работа по ОБЖ состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нам следует не только учитывать это самим, но и уделять значимое внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Возможны следующие направления работы воспитателей с родителями:

  •  Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
  •  Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
  •  Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта мед.работника, милиционера, пожарника);
  •  Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Безопасность детей - почти всегда дело рук их родителей.

Необходимо быть внимательным к своему ребенку, быть достойным его доверия - и большинство несчастных случаев можно будет предупредить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника».

laquo;Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника»....

Проект по основам безопасного поведения дошкольников "Пространство безопасности"

Перспективный план по реализации проекта по ОБЖ в старшей группе...

НОД на тему безопасного поведения дошкольников в Интернете: «Безопасный интернет»

НОД на тему безопасного поведения дошкольников в Интернете:«Безопасный интернет» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»  ...

Консультация для родителей: "Взаимодействие с семьей по воспитанию безопасного поведения дошкольников"

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дорогеРоль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, делают мама и папа прав...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по формированию навыков безопасного поведения дошкольников»

В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы....