«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр»
консультация (подготовительная группа) на тему

Термин толерантность (от латинского) это терпение. Терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно-принятой цели и мобилизовать все силы для ее достижения. Без толерантности невозможно без конфликтное взаимодействие людей Толерантность– это готовность принять других такими,какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единство в своем роде и неприкосновенная личность, но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путем хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр»


«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр»

Термин толерантность (от латинского) это терпение. Терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно-принятой цели и мобилизовать все силы для ее достижения. Без толерантности невозможно без конфликтное взаимодействие людей Толерантность– это готовность принять других такими,какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единство в своем роде и неприкосновенная личность, но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путем хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как в это возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается свое собственная система взглядов на мир. Цель воспитания толерантности это воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группой людей независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения и поведения. Формирование толерантности процесс очень длительный и начинать его необходимо, как можно раньше. Одним из важнейших компонентов общения является умение взаимодействовать с партнером. Дети дошкольного возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверстников, предпочитая настаивать на своем, либо, наоборот, полностью зависят от мнения и желаний сверстников, то есть являются ведомыми. Далеко не всегда детям без помощи взрослых не всегда удается договориться мирным путем.

Игра – как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью, которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия: в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Для этого предлагаются игры, которые помогут научить детей:

-внимательно относиться друг к другу

-договариваться

-прислушиваться к мнению партнера

-оказывать взаимопомощь

-согласовывать свои действия с партнером по общению

-четко использовать мимику, жесты

-уметь сосредоточиваться на зрительно и слуховой информации

-понимать интонацию

-чувствовать состояние и настроение сверстников

Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе.

Я предлагаю ряд игр, направленных на развитие навыков общения:

1.«Школа общения»

Цель: развивать навыки культурного общения

Ход игры

Беседа:

-Когда люди улыбаются?

-Какие бывают улыбки?

Попробуйте их показать, дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне.

Нарисуй улыбающегося человека

-Улыбающийся человек, какой он?

«Ласковые имена»

Цель: установление положительного контакта между детьми

Ход игры

Взрослый предлагает детям«Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»

Примечание. В игре можно использовать какой-нибудь предмет, передавая его соседу, ребенок называет того ласковым именем.

«паровозик»

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Ход игры

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Ведущий – «паровозик». Он обходит всех и под звучание песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…»

«прицепляет» вагончики к поезду. (В качестве сигнала для «сцепки» паровозика и вагончика можно использовать кивок головы, протягивая руки, поклон и т. д.)

«А я считаю»

Цель: осознать возможность сосуществование различных мнений, осознать ценность собственного мнения отличного от других

Ход игры

Посередине комнаты провести черту. С одной стороны поместить знак +(согласие, а с другой стороны знак – (не согласие) Сама черта означает отсутствие мнения. Объяснить, что им будут зачитывать утверждение, те кто согласен встает на сторону, где (+, кто не согласен на сторону (-, те кто не может определиться становиться посередине, но при этом они лишаются права высказаться

- Лучше играть в футбол, чем кататься на коньках?

- Играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор?

- Самое прекрасное животное кошка и т. д.

Затем идут обсуждения: кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть разные мнения? Хорошо или плохо иметь собственное мнение и т. д.

«Сделаем по кругу друг другу подарок»

Цель: развитие у детей чувствование друг друга, понимание настроение другого.

Ход игры

Ведущий дает задание каждому сделать подарок своему соседу справа, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный «Подарите тот подарок. который, по твоему мнению. сейчас особенно ему нужен, подарок можно описать словами или показать жестами.

«Отгадай»

Цель: научить работать в команде, внимательно слушать друг друга.

Ход игры

Дети делятся на три команды. Одна отходит в сторону и договаривается, какой предмет они взяли с собой в путешествие, затем возвращается и говорит:

«В поезд взяли мы предмет.

Угадаете иль нет?

Хором вы не говорите,

лучше вы у нас спросите».

Команды по очереди начинают задавать наводящие вопросы:

- Какого размера этот предмет?

- Какой формы этот предмет?

- Какого цвета этот предмет? И т. д.

Отгадавшая предмет команда становится водящей

«Путешествие»

Цель: научить договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Ход игры

Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие! Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

                                               Проект Тема: Зн...

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Статья по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

самообразование «Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»

laquo;Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»...

Формирование представлений о толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов на морально-этические темы

В статье раскрыты особенности толерантности в дошкольном возрасте и педагогические условия формирования ее представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов на морально-этическ...