КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
материал (младшая группа) на тему

Наумова Татьяна Алексеевна

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Раскрыть значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
  2. Познакомит родителей с условными нормами развития речи у детей 3-4 лет.
  3. Обогащать представления родителей о многообразии средств развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, родители, логопед.

Вопросы для обсуждения.

  1. В каком возрасте должен начать говорить ребёнок?
  2. Какой словарный запас должен быть у ребёнка в 3-4 года?
  3. От чего зависит развитие речи ребёнка?
  4. Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
  5. Что может повлиять на развитие/отсутствие речи у ребёнка?
  6. Как влияет развитие речи на всестороннее развитие ребёнка?
  7. В каком возрасте необходимо обращаться к логопеду с проблемами речи? Что может указывать на то, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи?
  8. Какие средства можно использовать дома для развития речи ребёнка?

Части собрания:

1. Вводная часть (3мин)

  • Звучит спокойная музыка.
  • Представление воспитателем темы и участников собрания.

2. Основная часть(40-45 мин.).

  • Выступление воспитателя группы по теме «Развитие речи младших дошкольников».
  • Выступление логопеда.
  • Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики.
  • Практические задания для родителей по развитию речи.

3. Заключительная часть (7-10 мин.).

4. Подведение итогов (3-5 мин.).

  • Подведение итогов.
  • Анкетирование по теме собрания.
  • Выдача родителям памяток по теме собрания.

Ход собрания-встречи

  1. Вступительная часть.

Вступительное слово воспитателя.

  • Представление воспитателем темы и участников собрания.
  • Включение и просмотр видеозаписи фрагментов непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в ДОУ с целью привлечения внимания родителей к особенностям речи детей.

  1. Основная часть.

Выступление воспитателя группы.

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- речь  ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов  и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, так  как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

-Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя  речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

-Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой  и художественной деятельности; в повседневной  жизни.

Выступление логопеда

Нормы развития речи у детей 3-4 лет.

     К уже имевшимся звукам добавляется произношение  твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

 Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

     Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».  Моторные  центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом  с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

2этап – Пальчиковые игры (без предметов).

1)1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).

Маме осенний букет отнесём  (« шагают» по ладошке).

2)Пальчиковая игра « Медведь» (с предметом».

( медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на  подмогу,

Мишка,  кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

3) Пальчиками можно рассказывать стихи.

« Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат».

Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики.

Выступление воспитателя  

Игра - путешествие по стране «развитие речи»

Практические задания для родителей по развитию речи.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1.Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая  и т.д.)

2. Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время,  познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

3. Станция « Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей,  так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга» (педагог показывает картинку, на которой  нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»;  по  сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга  кончается»  -  говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины.  Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Речевая игра « Прогулка в лес»

Чистоговорки:

Уп,  уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

« Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку » (зв. П-б)

« Жа - жа – жа, есть иголки у ежа»

« Жу-жу-жу  молоко дадим ежу»

« Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Словесная игра « Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

  1. Заключительная часть

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

  • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.
  • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
  • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
  • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
  • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

-Какого цвета? — Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку? — Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Воспитатели, логопед отвечают на вопросы родителей.

  1. Подведение итогов (3-5 мин.).
  • Подведение итогов.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…». Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку красным шариком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку зелёным шариком.

Анкетирование по теме собрания (анкетирование: совпадает ли работа по развитию речи детей, проводимая в ДОУ с развитием речи ребёнка в семье, что полезного узнал родитель, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным).

Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия, заполняют анкету.

  • Выдача родителям памяток по теме собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...