конспект мастер класса для родителей тема: " Как научить детей составлять рассказ по картине"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Семенова Светлана Александровна

Мастер класс для родителей в игровой форме с заданиями по теме " как научить детей составлять рассказ по картине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер класс для родителей52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад №42 Кировского района города Санкт — Петербург.

                                                  Мастер  - класс для родителей

Тема: « Составление описательных рассказов с ребёнком по картине»

Воспитатель: Семенова Светлана Александровна

Цель мастер-класса:   

Распространение педагогического  опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине.

Задачи:

1.  Передать способы методических приёмов в овладение детьми основных этапов работы над картиной

2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Вступление.

Обоснование проблемы.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:

Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Практическая часть

Рассказ педагога об этапах работы над картиной.

Показ, объяснение, проведение игр и упражнений.

Этапы работы над картиной

Этапы работы над картиной

1. Определение состава картины

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дроблению)

С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (выделение объектов и их деталей), средней (выделение объектов без деталей), низкой (выделение только главных объектов. В начале обучения степень подробности должна быть низкой или средней, чтобы не утонуть в деталях и не потерять нить рассказа. На более поздних этапах обучения необходимо, наоборот, выделять как можно больше объектов. Чем больше предметов будет выявлено, тем большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и тем большее количество вариантов рассказа будет придумано.

Игровой прием «фотоаппарат», «подзорная труба»

Педагог предлагает детям вооружиться фотоаппаратами, найти и сфотографировать самые крупные живые и неживые объекты. Все предметы которые перечисляют дети, воспитатель выставляет на доске (схематичные или реалистичные). Такая игра активизирует внимание детей, повышает интерес к занятию. По окончании определения состава картины, необходимо подвести итог, быстро перечислить все названное, начиная с главного.

Окончанием итога данного шага является рефлексия – осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить предметы, изображенные на ней»

Я предлагаю взять бинокль, наведите его на один из объектов картины и назовите его. Теперь прошу пройти к столам и зарисовать выбранный объект схематично. Как только схемы будут готовы, перечисляя их названия, начиная с главного, разместим на доске

2. Установление взаимосвязей между объектами, изображенными на картине

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

На этом этапе необходимо использовать игры на объединение 2, 3-4 слов в одно предложение. В начале обучения воспитатель сам объединяет предметы, а дети объясняют, почему объединились те или иные  предметы и в процессе рассуждения, устанавливают логические цепочки. Позже последовательность объединения может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. На занятиях должна создаваться ситуация доверия и внутренней свободы каждого ребенка. В процессе обсуждения набирается множество событий, которые необходимо выстроить в определенную систему, установить последовательность.

Пришел волшебник по имени Объединяй. Он будет объединять объекты-схемы и просить объяснить почему он это сделал. (девочка и мальчик рассматривают снег. На траве и на хвойном дереве лежит мягкий снег.)

3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств

Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств

Давайте попробуем войти в картину и описать возможные ощущения. Что мы можем ощутить рукой, носом, ухом, ртом.

4. Преобразование объектов во времени

Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы оживляем ее, поступки персонажей становятся понятными для детей, рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья. В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временнее отрезки (было-будет, осень-зима, до того-после того)

Игра «Что было раньше, что будет дальше»Ребенок выбирает себе схему-объект, рассуждая что было до этого, после будет

5. Описание  местонахождения объектов на картине

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное

Игра «Кто я на картине» Берется роль каждого объекта на человека с озвучиванием

6. Составление рассказов от лица разных объектов

Цель: обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица

Дети- …

Взрослый с ребенком-…

Дерево-…

А теперь я попрошу придумать название картины

Заключение

Применение данной технологии дает детям без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном занятии путем перемещения событий во времени; изменение эмоционального состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев; включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности; введение элементов творческого рассказа.

Дети составляют рассказ самостоятельно,  иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя.

Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие зрительного плана делает рассказ детей чётким, связным, полным, последовательным. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Конспект  НОД  мастер — класс для родителей

«Обучение детей составлению творческого рассказа по картине»

Воспитатель:  Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я научу Вас , как можно легко и просто, в игровой форме, с ребёнком. составить описательный рассказ  по картине.  И первое, что мы с вами будем делать, - это играть.

  Игра с  «подзорной трубой».

У вас на столе лежат белые листы, которые вам необходимо свернуть так, чтобы получилась имитация подзорной трубы. Вам нужно смотреть на картину и сфокусировать свой взгляд только на одном объекте и описать его. 
Условие: не выкрикивать и дожидаться своей очереди, будем отвечать по порядку.

Игра  "Охота за подробностями"
 Воспитатель: - Хорошо, молодцы

Воспитатель:  К нам пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта.

 Игра «Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.

"Объекты на картине связаны, важно доказать это".

Ведущий: Предлагаю сыграть сказку «Теремок» в измененном виде.  

Игра "Теремок" (Слушатели стоят в кругу)

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов. На каждого ребенка - один рисунок. В дальнейшем могут быть объекты картины.

 Ход игры:

1-й вариант: каждый слушатель получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий хозяин теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок условный) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, и чем ты полезен  то пущу.

   Игра  « ПЕРЕМЕЩЕНИЕ»          


Воспитатель:  Игры наши продолжаются и я предлагаю Вам  

 «зайти  в картину». Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить и рассказать, что вы
- ощущаете (легкое прикосновение ветерка, жаркие солнечные лучи, прохладу от реки);
слышите (шелест листвы, журчание реки, пение птиц);
чувствуете (свежий речной запах, лесной запах, запах травы, цветов).

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю перевоплотиться в любой объект, который вы видите на картине и рассказать от его имени какую-то историю случившуюся на его глазах.

Игра « Перевоплощение»
Картины мы видим, рассматриваем, можем потрогать, но картины еще мы можем «показать» т.е. перенести все увиденное на ковер, а объекты изобразить, рассказав о месте расположения. Именно это мы сейчас и сделаем. Вам необходимо «превратиться» в один из объектов на картине, объясняя словами свое местонахождение в двухметровом пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем смоделировать его.

Игра  « Сбор информации»

( Составление рассказа)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ

Важным условием успешного обучения ребенка в школе является развитие связной речи. Как помочь детям освоить важное умение в составлении связного высказывания? Существует ряд эффективных приемов, котор...

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

Как научить детей творческому рассказу по картине

Рассказывание по картине можно превратить в увлекательное, интересное занятие. А помогут в этом игры и упражнения....

мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"

Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Как научить ребенка составлять рассказы играя».

Мастер-класс для родителей подготовительной группы  «Как научить ребенка составлять рассказы играя»....