Как научить детей творческому рассказу по картине
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Москалева Елена Васильевна

Рассказывание по картине можно превратить в увлекательное, интересное занятие. А помогут в этом игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu_po_kartine.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

КАК  НАУЧИТЬ    ДЕТЕЙ  ТВОРЧЕСКОМУ   РАССКАЗЫВАНИЮ   ПО   КАРТИНЕ  

 

  Не секрет, что рассказывание по картине – особенно сложный вид речевой деятельности для ребенка. Детские рассказы  страдают скудностью (подлежащее-сказуемое), в рассказах много слов-повторов (ну, вот, потом), длительные паузы между предложениями делают рассказы скучными, затянутыми.Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущие рассказы детей с незначительной интерпретацией.

  Выход есть! Игры, которые я хочу предложить вам, помогут научить детей творческому рассказыванию по картине.

Вот  игры, которые учат детей «входить»  в картину и описывать воспринимаемое  через различные органы чувств:

  • Игра «К нам пришел волшебник: я могу только видеть»

Каждый ребенок по очереди рассматривает картину и называет  только один объект

  • Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Дети всматриваются в объекты, изображенные на картине, и представляют, какие звуки эти объекты могут издавать.

  • Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю запахи

Дети представляют возможные запахи, фантазируют на основе предполагаемых восприятий запахов.

  • Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Дети представляют возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначают словами их специфические признаки.

 Больше всего детям нравится составлять рассказ от лица разных «героев» картины. Для этого ребенок учится анализировать объект:

  • выбор основной (возможной) функции объекта;
  • перечисление составляющих объекта по принципу «матрешки»;
  • обозначение сети взаимосвязей объекта с др.  изображениями на картине;
  • представление жизни объекта с точки зрения времени его существования.

Детям очень нравится  составлять рассказы по картине. Они фантазируют,  проявляют творчество.

Вот некоторые рассказы детей по картине «В зимнем парке»

                                               СНЕГОВИК

Я  - снеговик! Я очень веселый снеговик! Меня слепили ребята из снега! Вместо носа у меня морковка, а на голове – шляпа. На шее красивый полосатый шарф. Это девочка Соня одела мне такой красивый шарфик. А ребята украсили меня веточками рябины. Ко мне прилетели снегири, синички. Они клюют ягодки и весело чирикают. Скоро ребятам пора уходить домой. Мне будет скучно без них… Но ничего, наступит день, они придут снова гулять, и я буду очень рад!                    Соня К.

                                           Ёлка

Я –ёлка!  Я – громадная ёлка!  У меня зелёные колючие иголки, толстый ствол и густые ветки, как лапы. На ветках много-много шишек. И еще на ветках снег лежит. От этого мои ветки прогнулись. Им тяжело от снега, но зато снег меня согревает. Сегодня в парк пришли дети! Я люблю, когда дети приходят гулять: они катаются на санках, на лыжах, лепят снеговика и мне весело с ребятами! А еще ко мне прилетают птички. Они сядут на мои веточки и песенку мне поют. Синички, снегири прилетают и ворона даже.

                                                                                        Рома Ф.

                                   Собачка Бакс

Я – собачка, меня зовут Бакс.  Я очень веселый. У меня есть зубы, они острые. Я могу грызть косточку, могу кусаться, если меня обижают. А еще я могу лизать своего хозяина Мишу, потому что его люблю. У меня хороший нюх. Я могу унюхать, где бомба. У меня чуткие уши: я могу услышать, как кто-то крадется. Я могу катать детей на санках, такой я сильный! Я такой веселый сейчас, потому что дети слепили снеговика! А язык я высунул оттого, что мне жарко: я носился по парку, догонял девочек, и мне теперь жарко! Я люблю ходить в парк гулять, а еще я люблю катать детей на санках. Мне нравится, когда меня гладят и говорят ласково: «Баксик!»                            Миша Л.

                                               Санки

Я превратилась в санки. У меня есть спинка, изогнутая такая, сиденье и полозья. Всё это сделано из дерева. Полозья, хоть и деревянные, хорошо скользят и очень крепкие! А еще есть верёвочка, она такая мягкая и уже немного потрепанная Когда на улице не было снега, мы стояли дома и скучали. Но сегодня выпало так много снега! Прибежали ребята и взяли нас на прогулку! Мы любим катать ребят, съезжать с горки, мы любим снег! Нам не нравится, когда бывает оттепель, все тает, кругом  вода! Асфальт нам не нравится, ведь он такой шершавый и не скользит. Нам нравится снег!                                                   Катя К.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ

Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....

конспект мастер класса для родителей тема: " Как научить детей составлять рассказ по картине"

Мастер класс для родителей в игровой форме с заданиями по теме " как научить детей составлять рассказ по картине"...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...