Консультация для родителей "Психическое здоровье дошкольника и телевидение"
консультация (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Консультация для родителей "Психическое здоровье дошколника ителевидение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihich-e_zdorove.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

             Психическое здоровье дошкольника и телевидение

   Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнить функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»?

   Мы проанализировали, сколько времени дети проводят у экрана. Результаты были ошеломляющими. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции приходится 4 сцены  насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуральность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т. п.). Чем опасно такое телевидение для ребенка?

   Во – первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

   Чувство опасности, ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кинокадров. Защищаясь от неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких – либо явных изменений в поведении ребенка, однако страшные образы могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности.

   Во – вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

   Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли, если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое – то время ребенок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

  Можно предположить, что бездуховность  и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. По мнению психологов при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребенок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

   В – третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

   Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно – образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребенку не доступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, он не видит  и не осознает несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребенок копирует не благородные слова героя. А его конкретные действия.

   В – четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

   На долю развивающих программ отводиться от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей предоставляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста.  Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Известно, что ребенок лучше всего запоминает  ту информацию, которая показана вначале и в конце передачи.

   Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребенка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования  воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребенка с родителями. Этот, казалось бы, легкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу, они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

   И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.  Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребенком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это устраивает взрослых.  Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка  психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых  ритмов, их сбою.

                             Некоторые рекомендации для родителей

  • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  • Чётко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени  у экрана не должно превышать  возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте  от 15-20 минут до 1 часа в день).
  • Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
  • Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
  • Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать  и оценивать поступки и понимать чувства  других людей. При этом дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Телевидение, видео, компьютер: плюсы и минусы".

Телевизор, видео, компьютер - это серьёзные вещи. Они подарят ребёнку много незабываемых мгновений, замечательных открытий, много интересного и необычного. А могут и помешать ему стать умным, рассудит...

Консультация педагога–психолога для родителей «Телевидение и дошкольник, или Что смотрит ваш малыш»

В современном мире телевидение получило широкое распространение. Трудно представить российскую семью без телевидения. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства. А это очен...

Презентация. Консультация для родителей "РЕБЁНОК И ТЕЛЕВИДЕНИЕ"

Консультация родителей о положительных и отрицательных сторонах телевидения....

Консультация педагога– психолога для родителей «ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДОШКОЛЬНИК,»

В данной консультации рассматривается влияние телевидения на дошкольника, даются рекомендвции для родителей по этому вопросу. Всё зависит  от самих родителей,  от  их повседневных дейст...

Консультация для родителей "Дети и телевидение"

Буклет консультация для родителей "Дети и телевидение"...