Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ
статья на тему

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и образовательные учреждения должны быть информационными. Процесс информатизации образования ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “образование в течении всей жизни”. Важнейшая задача педагогов заключена в том, чтобы научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому специалисту информационного общества требуется:

• глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

• оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

• уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий; повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру (развивать ИКТ-компетентность);

• тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

• теоретически осмысливать результаты своей деятельности; обладать широкой эрудицией.

Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки работника сферы образования. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. По приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» с 2015 года вступил в силу Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, который будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества.

Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие ИКТ – компетенций. Таким ресурсом может стать сетевая образовательная среда (СОС). Такая среда должна включать в себя, как организационно-методические условия, так и совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для взаимодействия работников педагогического коллектива дошкольного учреждения между собой и с родителями детей.

Также актуальность проектирования СОС для педагогов в сфере дошкольного образования заключается в том, что она может помочь решить некоторые проблемы в повседневной жизни педагога, а именно:

• Малые возможности для встреч, обсуждений и обмена опытом;

• Медленное распространение инновационных идей, актуальных образовательных задач.

• Вопросы, возникающие при прохождении аттестации.

Помимо этого, используя СОС, возможно избежать проблем, имеющихся у многочисленных информационных порталов и сайтов интернета, таких как:

• Разрозненность тематических интернет - ресурсов;

• на некоторых ресурсах – пользователи – это гости, то есть имеют ограниченные права;

• Кто авторы материалов/сообщений – не всегда понятно;

Цель СОС (сетевой образовательной среды):

Обеспечить взаимодействие педагогических работников дошкольного учреждения с целью их профессионального роста/развития

Цель создания СОС с позиции:

макро – уровня – совершенствование профессиональной подготовки педагога через освоение современных педагогических информационно-коммуникационных технологий, через развитие информационной культуры педагога, через взаимодействие с другими педагогами ДОУ посредством электронной площадки (сайта Google).

мезо – уровня – сформировать и развить умение педагогов ДОУ взаимодействовать посредством блога, через повышение ИКТ-компетентности педагога.

микро – уровня – создание портфолио педагогами, которое поможет им в прохождении аттестации.

Задачи СОС:

Обеспечить эффективное взаимодействие педагогов между собой;

Повышение мотивации к профессиональному развитию, профессиональному взаимодействию с коллегами (предоставить информационные ресурсы для работы всех групп коммуникантов);

Овладение навыками работы в сетевом пространстве;

Получение дополнительной информации по интересующему вопросу;

Предоставление образцов опыта других педагогов ДОУ (организовать обмен профессиональным опытом, своими компетенциями, мнениями всех педагогов ДОУ Петроградского района между собой и внутри своих групп);

Организовать возможность представления (добавления) личных материалов педагогов по своей профессиональной деятельности и возможность обсуждения этих материалов другими специалистами (создание портфолио);

Основной ценностью, формируемой в среде является расширение педагогических возможностей и обмен опытом.

Используемые инструменты взаимодействия:

Сайт Google, блог, почта, сервисы комментирования.

В задачи пользователей СОС может входить следующее:

просматривают новости ресурса (новости в сфере дошкольного образования, информация о конференциях, конкурсах)

анализируют и оценивают конспекты занятий (и др. авторские материалы) других коллег, касающиеся их профессиональных интересов

загружают свои работы (конспекты, отчет о каком–нибудь мероприятии, мастер - класс и т. п.) на блог для обсуждения (с помощью сервиса комментирования)

Как мотивационный фактор вовлечения в СОС и самостоятельной работы педагогов ДОУ среде в ресурсную базу могут быть включены необходимая информация и материалы по организации помощи в прохождении участниками среды аттестации. Итогом работы в среде может быть создание личного портфолио педагога.

Управление активностью во взаимодействии пользователей может осуществляться разработчиком сайта, методистом, а на блогах специалистов (воспитатели, педагоги-психологи, учителя–логопеды, музыкальный руководители, инструкторы по физкультуре) модераторами в этих группах педагогов.

Что касается лидеров коммуникации в СОС, то ими выступят педагоги с высокой мотивацией, для которых важна оценка своего опыта и в то же время необходим анализ чужих работ, а также лидерами молодые специалисты, которым данные формы взаимодействия (блог, комментирование) более близки.

Ожидаемые социальные и образовательные эффекты функционирования среды взаимодействий:

• умение вести переговоры, попытки увидеть мир глазами другого человека,

• конструирование социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

• повышение конкурентоспособности личности;

• способность к овладению новыми технологиями деятельности в своей профессиональной сфере, значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности и готовности к принятию решений;

• овладение информационными и коммуникационными технологиями вообще и в своей профессиональной сфере в частности;

• «конвертируемость» полученного образования, то есть его мобильность и адаптивность к новым требованиям (рынок труда нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях, работать в поликультурных средах и т. д.);

• повышение фундаментальности образования в условиях постоянного роста уровня наукоемкости технологий современного производства, его автоматизации и т. д.;

• освоение различных способов структурирования информации, которая транслируется в образовательном процессе.

Проектирование сетевой образовательной среды как ресурса профессионального развития педагога будет целесообразно, если условия среды будут следующие:

• безопасность;

• ее информативность (ресурсное наполнение, которое будет отвечать запросам пользователей среды);

• коммуникативность (возможность взаимодействия с коллегами – обмен опытом, мнениями, идеями, побуждение к профессиональному развитию за счет организации помощи в прохождении аттестации (предлагая необходимую информацию, ориентирующую педагогов в период аттестации, возможность создания педагогами личных портфолио;

• насыщенность инструментами комментирования для возможности обсуждения материалов других участников и самоанализа собственных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ

Воспитатель Бабаджанян Е.Э. МБДОУ детский сад № 26 «Аленький цветочек»

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и образовательные учреждения должны быть информационными. Процесс информатизации образования ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “образование в течении всей жизни”. Важнейшая задача педагогов заключена в том, чтобы научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому специалисту информационного общества требуется:

• глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

• оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

• уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий; повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру (развивать ИКТ-компетентность);

• тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

• теоретически осмысливать результаты своей деятельности; обладать широкой эрудицией.

Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки работника сферы образования. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. По приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» с 2015 года вступил в силу Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, который будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества.

Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие ИКТ – компетенций. Таким ресурсом может стать сетевая образовательная среда (СОС). Такая среда должна включать в себя, как организационно-методические условия, так и совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для взаимодействия работников педагогического коллектива дошкольного учреждения между собой и с родителями детей.

Также актуальность проектирования СОС для педагогов в сфере дошкольного образования заключается в том, что она может помочь решить некоторые проблемы в повседневной жизни педагога, а именно:

• Малые возможности для встреч, обсуждений и обмена опытом;

• Медленное распространение инновационных идей, актуальных образовательных задач.

• Вопросы, возникающие при прохождении аттестации.

Помимо этого, используя СОС, возможно избежать проблем, имеющихся у многочисленных информационных порталов и сайтов интернета, таких как:

• Разрозненность тематических интернет - ресурсов;

• на некоторых ресурсах – пользователи – это гости, то есть имеют ограниченные права;

• Кто авторы материалов/сообщений – не всегда понятно;

Цель СОС (сетевой образовательной среды):

Обеспечить взаимодействие педагогических работников дошкольного учреждения с целью их профессионального роста/развития

Цель создания СОС с позиции:

макро – уровня – совершенствование профессиональной подготовки педагога через освоение современных педагогических информационно-коммуникационных технологий, через развитие информационной культуры педагога, через взаимодействие с другими педагогами ДОУ посредством электронной площадки (сайта Google).

мезо – уровня – сформировать и развить умение педагогов ДОУ взаимодействовать посредством блога, через повышение ИКТ-компетентности педагога.

микро – уровня – создание портфолио педагогами, которое поможет им в прохождении аттестации.

Задачи СОС:

Обеспечить эффективное взаимодействие педагогов между собой;

Повышение мотивации к профессиональному развитию, профессиональному взаимодействию с коллегами (предоставить информационные ресурсы для работы всех групп коммуникантов);

Овладение навыками работы в сетевом пространстве;

Получение дополнительной информации по интересующему вопросу;

Предоставление образцов опыта других педагогов ДОУ (организовать обмен профессиональным опытом, своими компетенциями, мнениями всех педагогов ДОУ Петроградского района между собой и внутри своих групп);

Организовать возможность представления (добавления) личных материалов педагогов по своей профессиональной деятельности и возможность обсуждения этих материалов другими специалистами (создание портфолио);

Основной ценностью, формируемой в среде является расширение педагогических возможностей и обмен опытом.

Используемые инструменты взаимодействия:

Сайт Google, блог, почта, сервисы комментирования.

В задачи пользователей СОС может входить следующее:

просматривают новости ресурса (новости в сфере дошкольного образования, информация о конференциях, конкурсах)

анализируют и оценивают конспекты занятий (и др. авторские материалы) других коллег, касающиеся их профессиональных интересов

загружают свои работы (конспекты, отчет о каком–нибудь мероприятии, мастер - класс и т. п.) на блог для обсуждения (с помощью сервиса комментирования)

Как мотивационный фактор вовлечения в СОС и самостоятельной работы педагогов ДОУ среде в ресурсную базу могут быть включены необходимая информация и материалы по организации помощи в прохождении участниками среды аттестации. Итогом работы в среде может быть создание личного портфолио педагога.

Управление активностью во взаимодействии пользователей может осуществляться разработчиком сайта, методистом, а на блогах специалистов (воспитатели, педагоги-психологи, учителя–логопеды, музыкальный руководители, инструкторы по физкультуре) модераторами в этих группах педагогов.

Что касается лидеров коммуникации в СОС, то ими выступят педагоги с высокой мотивацией, для которых важна оценка своего опыта и в то же время необходим анализ чужих работ, а также лидерами молодые специалисты, которым данные формы взаимодействия (блог, комментирование) более близки.

Ожидаемые социальные и образовательные эффекты функционирования среды взаимодействий:

• умение вести переговоры, попытки увидеть мир глазами другого человека,

• конструирование социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

• повышение конкурентоспособности личности;

• способность к овладению новыми технологиями деятельности в своей профессиональной сфере, значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности и готовности к принятию решений;

• овладение информационными и коммуникационными технологиями вообще и в своей профессиональной сфере в частности;

• «конвертируемость» полученного образования, то есть его мобильность и адаптивность к новым требованиям (рынок труда нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях, работать в поликультурных средах и т. д.);

• повышение фундаментальности образования в условиях постоянного роста уровня наукоемкости технологий современного производства, его автоматизации и т. д.;

• освоение различных способов структурирования информации, которая транслируется в образовательном процессе.

Проектирование сетевой образовательной среды как ресурса профессионального развития педагога будет целесообразно, если условия среды будут следующие:

• безопасность;

• ее информативность (ресурсное наполнение, которое будет отвечать запросам пользователей среды);

• коммуникативность (возможность взаимодействия с коллегами – обмен опытом, мнениями, идеями, побуждение к профессиональному развитию за счет организации помощи в прохождении аттестации (предлагая необходимую информацию, ориентирующую педагогов в период аттестации, возможность создания педагогами личных портфолио;

• насыщенность инструментами комментирования для возможности обсуждения материалов других участников и самоанализа собственных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»

Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...

Консультация для педагогов"Публичное выступление как ресурс профессионального развития педагогов"

Консультация для педагогов:"Публичное выступление  как ресурс профессионального развития педагогов"...

Методическое сопровождение инновационной деятельности и реализация ресурсов конкурса как фоктора профессионального развития педагогов

Презентация опыта работы в рамках коуглого стола "Модели методического сопровождения инновационной деятельности"Раскрываемые вопросы:- для чего важно участвовать в профессиональных конкурсах?- какие в...

Педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального развития воспитателя ДОО". Муниципальный уровень 2018 г.

На базе МДОУ № 1 старший воспитатель детского сада № 32, Шершнева Ангелина Валерьевна,  провела  педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального ра...

Образовательные ресурсы профессионального развития музыкального руководителя

Индивидуальная траектория профессионального развития музыкального руководителя...

« Инновационная деятельность как ресурс профессионального роста педагогов и развития ДОУ»

Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования и затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования  как начальную ступень раскрытия пот...

Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития

Наш  быстро  меняющийся  окружающий   мир  требует  постоянного  повышения   квалификации  от  многих  специалистов,  в  том ...