Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ
статья на тему
Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и образовательные учреждения должны быть информационными. Процесс информатизации образования ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “образование в течении всей жизни”. Важнейшая задача педагогов заключена в том, чтобы научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому специалисту информационного общества требуется:
• глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
• оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
• уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий; повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру (развивать ИКТ-компетентность);
• тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);
• теоретически осмысливать результаты своей деятельности; обладать широкой эрудицией.
Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки работника сферы образования. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. По приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» с 2015 года вступил в силу Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, который будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества.
Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие ИКТ – компетенций. Таким ресурсом может стать сетевая образовательная среда (СОС). Такая среда должна включать в себя, как организационно-методические условия, так и совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для взаимодействия работников педагогического коллектива дошкольного учреждения между собой и с родителями детей.
Также актуальность проектирования СОС для педагогов в сфере дошкольного образования заключается в том, что она может помочь решить некоторые проблемы в повседневной жизни педагога, а именно:
• Малые возможности для встреч, обсуждений и обмена опытом;
• Медленное распространение инновационных идей, актуальных образовательных задач.
• Вопросы, возникающие при прохождении аттестации.
Помимо этого, используя СОС, возможно избежать проблем, имеющихся у многочисленных информационных порталов и сайтов интернета, таких как:
• Разрозненность тематических интернет - ресурсов;
• на некоторых ресурсах – пользователи – это гости, то есть имеют ограниченные права;
• Кто авторы материалов/сообщений – не всегда понятно;
Цель СОС (сетевой образовательной среды):
Обеспечить взаимодействие педагогических работников дошкольного учреждения с целью их профессионального роста/развития
Цель создания СОС с позиции:
макро – уровня – совершенствование профессиональной подготовки педагога через освоение современных педагогических информационно-коммуникационных технологий, через развитие информационной культуры педагога, через взаимодействие с другими педагогами ДОУ посредством электронной площадки (сайта Google).
мезо – уровня – сформировать и развить умение педагогов ДОУ взаимодействовать посредством блога, через повышение ИКТ-компетентности педагога.
микро – уровня – создание портфолио педагогами, которое поможет им в прохождении аттестации.
Задачи СОС:
Обеспечить эффективное взаимодействие педагогов между собой;
Повышение мотивации к профессиональному развитию, профессиональному взаимодействию с коллегами (предоставить информационные ресурсы для работы всех групп коммуникантов);
Овладение навыками работы в сетевом пространстве;
Получение дополнительной информации по интересующему вопросу;
Предоставление образцов опыта других педагогов ДОУ (организовать обмен профессиональным опытом, своими компетенциями, мнениями всех педагогов ДОУ Петроградского района между собой и внутри своих групп);
Организовать возможность представления (добавления) личных материалов педагогов по своей профессиональной деятельности и возможность обсуждения этих материалов другими специалистами (создание портфолио);
Основной ценностью, формируемой в среде является расширение педагогических возможностей и обмен опытом.
Используемые инструменты взаимодействия:
Сайт Google, блог, почта, сервисы комментирования.
В задачи пользователей СОС может входить следующее:
просматривают новости ресурса (новости в сфере дошкольного образования, информация о конференциях, конкурсах)
анализируют и оценивают конспекты занятий (и др. авторские материалы) других коллег, касающиеся их профессиональных интересов
загружают свои работы (конспекты, отчет о каком–нибудь мероприятии, мастер - класс и т. п.) на блог для обсуждения (с помощью сервиса комментирования)
Как мотивационный фактор вовлечения в СОС и самостоятельной работы педагогов ДОУ среде в ресурсную базу могут быть включены необходимая информация и материалы по организации помощи в прохождении участниками среды аттестации. Итогом работы в среде может быть создание личного портфолио педагога.
Управление активностью во взаимодействии пользователей может осуществляться разработчиком сайта, методистом, а на блогах специалистов (воспитатели, педагоги-психологи, учителя–логопеды, музыкальный руководители, инструкторы по физкультуре) модераторами в этих группах педагогов.
Что касается лидеров коммуникации в СОС, то ими выступят педагоги с высокой мотивацией, для которых важна оценка своего опыта и в то же время необходим анализ чужих работ, а также лидерами молодые специалисты, которым данные формы взаимодействия (блог, комментирование) более близки.
Ожидаемые социальные и образовательные эффекты функционирования среды взаимодействий:
• умение вести переговоры, попытки увидеть мир глазами другого человека,
• конструирование социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;
• повышение конкурентоспособности личности;
• способность к овладению новыми технологиями деятельности в своей профессиональной сфере, значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности и готовности к принятию решений;
• овладение информационными и коммуникационными технологиями вообще и в своей профессиональной сфере в частности;
• «конвертируемость» полученного образования, то есть его мобильность и адаптивность к новым требованиям (рынок труда нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях, работать в поликультурных средах и т. д.);
• повышение фундаментальности образования в условиях постоянного роста уровня наукоемкости технологий современного производства, его автоматизации и т. д.;
• освоение различных способов структурирования информации, которая транслируется в образовательном процессе.
Проектирование сетевой образовательной среды как ресурса профессионального развития педагога будет целесообразно, если условия среды будут следующие:
• безопасность;
• ее информативность (ресурсное наполнение, которое будет отвечать запросам пользователей среды);
• коммуникативность (возможность взаимодействия с коллегами – обмен опытом, мнениями, идеями, побуждение к профессиональному развитию за счет организации помощи в прохождении аттестации (предлагая необходимую информацию, ориентирующую педагогов в период аттестации, возможность создания педагогами личных портфолио;
• насыщенность инструментами комментирования для возможности обсуждения материалов других участников и самоанализа собственных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_resurs_professionalnogo_razvitiya_pedagoga_dou.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ
Воспитатель Бабаджанян Е.Э. МБДОУ детский сад № 26 «Аленький цветочек»
Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и образовательные учреждения должны быть информационными. Процесс информатизации образования ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “образование в течении всей жизни”. Важнейшая задача педагогов заключена в том, чтобы научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому специалисту информационного общества требуется:
• глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
• оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
• уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий; повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру (развивать ИКТ-компетентность);
• тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);
• теоретически осмысливать результаты своей деятельности; обладать широкой эрудицией.
Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки работника сферы образования. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. По приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» с 2015 года вступил в силу Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, который будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества.
Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие ИКТ – компетенций. Таким ресурсом может стать сетевая образовательная среда (СОС). Такая среда должна включать в себя, как организационно-методические условия, так и совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для взаимодействия работников педагогического коллектива дошкольного учреждения между собой и с родителями детей.
Также актуальность проектирования СОС для педагогов в сфере дошкольного образования заключается в том, что она может помочь решить некоторые проблемы в повседневной жизни педагога, а именно:
• Малые возможности для встреч, обсуждений и обмена опытом;
• Медленное распространение инновационных идей, актуальных образовательных задач.
• Вопросы, возникающие при прохождении аттестации.
Помимо этого, используя СОС, возможно избежать проблем, имеющихся у многочисленных информационных порталов и сайтов интернета, таких как:
• Разрозненность тематических интернет - ресурсов;
• на некоторых ресурсах – пользователи – это гости, то есть имеют ограниченные права;
• Кто авторы материалов/сообщений – не всегда понятно;
Цель СОС (сетевой образовательной среды):
Обеспечить взаимодействие педагогических работников дошкольного учреждения с целью их профессионального роста/развития
Цель создания СОС с позиции:
макро – уровня – совершенствование профессиональной подготовки педагога через освоение современных педагогических информационно-коммуникационных технологий, через развитие информационной культуры педагога, через взаимодействие с другими педагогами ДОУ посредством электронной площадки (сайта Google).
мезо – уровня – сформировать и развить умение педагогов ДОУ взаимодействовать посредством блога, через повышение ИКТ-компетентности педагога.
микро – уровня – создание портфолио педагогами, которое поможет им в прохождении аттестации.
Задачи СОС:
Обеспечить эффективное взаимодействие педагогов между собой;
Повышение мотивации к профессиональному развитию, профессиональному взаимодействию с коллегами (предоставить информационные ресурсы для работы всех групп коммуникантов);
Овладение навыками работы в сетевом пространстве;
Получение дополнительной информации по интересующему вопросу;
Предоставление образцов опыта других педагогов ДОУ (организовать обмен профессиональным опытом, своими компетенциями, мнениями всех педагогов ДОУ Петроградского района между собой и внутри своих групп);
Организовать возможность представления (добавления) личных материалов педагогов по своей профессиональной деятельности и возможность обсуждения этих материалов другими специалистами (создание портфолио);
Основной ценностью, формируемой в среде является расширение педагогических возможностей и обмен опытом.
Используемые инструменты взаимодействия:
Сайт Google, блог, почта, сервисы комментирования.
В задачи пользователей СОС может входить следующее:
просматривают новости ресурса (новости в сфере дошкольного образования, информация о конференциях, конкурсах)
анализируют и оценивают конспекты занятий (и др. авторские материалы) других коллег, касающиеся их профессиональных интересов
загружают свои работы (конспекты, отчет о каком–нибудь мероприятии, мастер - класс и т. п.) на блог для обсуждения (с помощью сервиса комментирования)
Как мотивационный фактор вовлечения в СОС и самостоятельной работы педагогов ДОУ среде в ресурсную базу могут быть включены необходимая информация и материалы по организации помощи в прохождении участниками среды аттестации. Итогом работы в среде может быть создание личного портфолио педагога.
Управление активностью во взаимодействии пользователей может осуществляться разработчиком сайта, методистом, а на блогах специалистов (воспитатели, педагоги-психологи, учителя–логопеды, музыкальный руководители, инструкторы по физкультуре) модераторами в этих группах педагогов.
Что касается лидеров коммуникации в СОС, то ими выступят педагоги с высокой мотивацией, для которых важна оценка своего опыта и в то же время необходим анализ чужих работ, а также лидерами молодые специалисты, которым данные формы взаимодействия (блог, комментирование) более близки.
Ожидаемые социальные и образовательные эффекты функционирования среды взаимодействий:
• умение вести переговоры, попытки увидеть мир глазами другого человека,
• конструирование социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;
• повышение конкурентоспособности личности;
• способность к овладению новыми технологиями деятельности в своей профессиональной сфере, значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности и готовности к принятию решений;
• овладение информационными и коммуникационными технологиями вообще и в своей профессиональной сфере в частности;
• «конвертируемость» полученного образования, то есть его мобильность и адаптивность к новым требованиям (рынок труда нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях, работать в поликультурных средах и т. д.);
• повышение фундаментальности образования в условиях постоянного роста уровня наукоемкости технологий современного производства, его автоматизации и т. д.;
• освоение различных способов структурирования информации, которая транслируется в образовательном процессе.
Проектирование сетевой образовательной среды как ресурса профессионального развития педагога будет целесообразно, если условия среды будут следующие:
• безопасность;
• ее информативность (ресурсное наполнение, которое будет отвечать запросам пользователей среды);
• коммуникативность (возможность взаимодействия с коллегами – обмен опытом, мнениями, идеями, побуждение к профессиональному развитию за счет организации помощи в прохождении аттестации (предлагая необходимую информацию, ориентирующую педагогов в период аттестации, возможность создания педагогами личных портфолио;
• насыщенность инструментами комментирования для возможности обсуждения материалов других участников и самоанализа собственных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»
Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...
Консультация для педагогов"Публичное выступление как ресурс профессионального развития педагогов"
Консультация для педагогов:"Публичное выступление как ресурс профессионального развития педагогов"...
Методическое сопровождение инновационной деятельности и реализация ресурсов конкурса как фоктора профессионального развития педагогов
Презентация опыта работы в рамках коуглого стола "Модели методического сопровождения инновационной деятельности"Раскрываемые вопросы:- для чего важно участвовать в профессиональных конкурсах?- какие в...
Педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального развития воспитателя ДОО". Муниципальный уровень 2018 г.
На базе МДОУ № 1 старший воспитатель детского сада № 32, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального ра...
Образовательные ресурсы профессионального развития музыкального руководителя
Индивидуальная траектория профессионального развития музыкального руководителя...
« Инновационная деятельность как ресурс профессионального роста педагогов и развития ДОУ»
Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования и затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия пот...
Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития
Наш быстро меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том ...