Конспект практического занятия с неблагополучными семьями «Общение без проблем!»
консультация на тему

Задачи:

·        помочь родителям понять характер общения с ребенком,

·        расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_obshchenie_bez_problem.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект практического занятия с неблагополучными семьями «Общение без проблем!»

Дата проведения: 22.04.2016г.

Задачи:

  • помочь родителям понять характер общения с ребенком,
  • расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Ход заседания

      П. Здравствуйте! Мы  рады видеть вас в родительском клубе “Связующая нить»”. Давайте познакомимся, друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем следующим образом.

Разминка" ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ".

              Члены группы встают  в круг.  Ведущий предлагает участникам озвучить  какое-либо реальное сходство друг с другом. Например,  потому что у нас одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одинакового роста и т. д.)".

Психолог: Все мы очень разные, но всё же, есть то, чем мы похожи друг на друга. Наверное, тем, что нас объединяют ваши дети – воспитанники детского сада. Тема сегодняшнего практического занятия «Общение без проблем!», которая возможно поможет нам найти рычаги конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений, т.е понять характер общения с ребенком. Но для начала вам нужно немного рассказать о своем ребенке.       Например: мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем.  

(Родители,  высказываются).

Психолог: речь пойдет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

       Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.

     Упражнение: “Моё солнышко”

      П. Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

(Родители выполняют задания)

      П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете.  

- Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль.

- Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Нам часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.

       Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

(Ответы родителей).

       П. Если обобщить все сказанное получается, что иногда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому неизвестно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.

       Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже? Где же стресса и дискомфорта больше всего получает малыш?

      Отвечают родители.

       П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.  Для того, чтобы научить ребенка общению и взаимопониманию, мы сами должны обладать данными качествами. Давайте проведем игру, которая выявить: насколько вы умеете взаимодействовать друг с другу.

Упражнение "АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ".

      Участники игры ходят по комнате в произвольном порядке. По команде ведущего: "Атомы собираются", все они должны собраться в определённое количество. Такое, которое назвал ведущий.

Игра «РИСУНОК НА СПИНЕ»

Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так, например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок).
Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.

       Психолог: мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.

       Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

       Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.

       Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?

       Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

      Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.

      Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность,  наши повседневные заботы.

       А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

       Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.

       Закончить наше заседание мы хотим словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.

       Божественное наказание — изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.

Имеем ли мы право, лишать ребенка детства?!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты практических занятий

Адаптация детей к ДОУ. Программа "Мамина школа" - коспекты практических занятий...

План-конспект практического занятия с элементами тренинга « Дом, в котором мы живем»

Целью данного мероприятия является сплочение педагогического коллектива посредством построения эффективного командного взаимодействия....

План практических занятий с педагогами по общению

Расширение возможностей понимания ребенка в группе (особого ребенка).Выработка новых , наиболее эффективных способов взаимодействия с детьми в условиях детского дома....

Конспект практического занятия для родителей в старшей группе ДОУ "Техника предоставления обратной связи ребенку"

Практическое занятие педагога-психолога с родителями на тему: «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности» (родительское собрание в...

Конспект практического занятия для родителей "Как у детей закрепляется неправильное поведение"

В практическом занятии затрагивается актуальная для родителей тема детского послушания (непослушания), установления границ дозволенного, вопрос о механизме закрепления неправильного поведения, о систе...

Конспект практического занятия родительского клуба на тему: «Общение без проблем!»

Педагогическое просвещение родителей в вопросах: как правильно общаться с детьми в семье и вырастить ребёнка здорового, жизнелюбивого, общительного....