Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему

Дубовова, Олеся, Викторовна

Как известно, все дети разные, каждый особенный по-своему. У всех разный характер, интересы, степень развития знаний, умений и навыков, в том числе и разговорных. Работая со своей группой детей довольно длительное время, я знаю, что речь детей развита по-разному. Некоторые дети говорят полными предложениями, не испытывают особых трудностей при построении предложения. Но есть и такие, которым не хватает имеющегося у них словарного запаса, и это заметно. Как правило, это тихие, скромные, мало общительные дети. Но каким бы общительным и разговорчивым ребенок ни был, словарный запас, чистоту и правильность речи необходимо развивать постоянно. Поэтому я посчитала нужным подобрать для родителей несколько рекомендаций по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izvestno.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, все дети разные, каждый особенный по-своему. У всех разный характер, интересы, степень развития знаний, умений и навыков, в том числе и разговорных. Работая со своей группой детей довольно длительное время, я знаю, что речь детей развита по-разному. Некоторые дети говорят полными предложениями, не испытывают особых трудностей при построении предложения. Но есть и такие, которым не хватает имеющегося у них словарного запаса, и это заметно. Как правило, это тихие, скромные, мало общительные дети. Но каким бы общительным и разговорчивым ребенок ни был, словарный запас, чистоту и правильность речи необходимо развивать постоянно. Поэтому я посчитала нужным подобрать для родителей несколько рекомендаций по развитию речи детей.

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста

Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей – часть времени вне сада посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и упражнения.

Старший дошкольник уже в достаточной степени должен владеть всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим строем, словарем.

˗ Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний. Например: Что происходит осенью?

˗ Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.

˗ Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов:

Стол – столы, гриб – грибы, кукла – куклы, идет – идут и т. п.

˗ Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен существительных:

Нос – носик, рот – ротик, дом – домик, сад – садик, петух – петушок…

˗ Расширяйте глагольный словарь:

Входит – выходит, наливает – выливает, закрыта – открыта;

Причесывает – причесывается, одевается – одевают;

Рисует – нарисовал, пилит – распилил…

˗ Вводите в речь детей прилагательные:

Большой – маленький, горький – сладкий, красная – красные…

˗ Обратите внимание на предлоги. Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие. Можно поиграть в «Лото». Игра сопровождается вопросами взрослого. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на диване? Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем – полные ответы.

Попросите ребенка выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло…

Потом пусть ребенок дает похожие инструкции вам.

Задавайте вопросы по картинкам. Например: Кто спрятался за? Что без чего не бывает?

˗ Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.

˗ Упражняйте в словообразовании.

˗ Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите по аналогии подобрать недостающее слово:

Писатель – книга, художник – картина…

Писатель – читатель, продавец – покупатель…

На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде – велосипедист,

˗ Учите сравнивать. Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн)

˗ попросите ребенка ответить, что на что похоже?

˗ Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Запишите в словарик слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных.

˗ Больше читайте вслух. Пересказывайте. Ведь иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко. Предложите сначала ответить на вопросы по содержанию прочитанного, затем пересказать.

˗ Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов.

˗ Заучивайте стихи.

˗ Учите отгадывать загадки.

˗ Чаще включайте в совместный досуг игры со словами.

˗ Развивайте умение задавать информативные вопросы.

Все это поможет в развитии речи и словарного запаса вашего ребенка, но и не забывайте просто общаться, вести беседу, диалог с ним. Ребенок повторяет за взрослыми, в том числе, и манеру говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА младшего дошкольного возраста

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Данные рекомендации  направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для родителей "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Рекомендации по развитию связной речи:1. Составление предложения по трем картинкам.2. Обучение пересказу3. Составление описательного рассказа4. Составление  рассказа по сюжетной картине5. Составл...

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста через общение с родителями

В настоящее время педагогами придумано огромное количество обучающих игр и методик, но одним из самых действенных и простых способов развития грамотной речи у детей остается речевое общение с род...

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Авторская разработка "Методических рекомендаций родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР". В этой разработке представлен материал , продолжающий закрепление в дом...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы  у  ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицит...