Главные вкладки

    Экологическое воспитание в семье
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Бунякова Анна Ивановна

    Экологическое воспитание в семье

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Экологическое воспитание в семье33.74 КБ

    Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье»

    Консультация для родителей на тему:

    «Экологическое воспитание в семье»

     Автор: Бунякова А.И.

    Формирование у детей основ экологической культуры предполагает единение и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе и проблемам ее охраны, знание о компонентах природной среды и взаимосвязях между ними.

    В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что - то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

    Природа повседневно воздействует на детей, но они много не замечают, их восприятие бывает очень поверхностным. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все дети (как и не все взрослые) способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается наряду с другими замечательными качествами. И здесь, уважаемые родители, всегда нужно помнить, как велика роль взрослого, который должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. И не нужно забывать о том, что с каждым выходом в парк, с каждым выездом на природу родителям необходимо рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы. Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

    Нравственные и эстетические чувства по отношению к природе: жалость, любовь, сопереживание; культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи; мотивы, которыми руководствуются дети в своих поступках по отношению к природе. Главное, чтобы во время бесед осуществлялось одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности (в разных беседах акценты могут смещаться, и в одно из воздействий при этом становится наиболее сильным). Прием удивления используется как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов, целесообразно его изменение и в экологическом воспитании. Парадоксальные факты, необычные сведения, использование фольклорного материала (сказки, пословицы, поговорки, загадки) вызывают у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и неживым компонентам природной среды. Наибольший интерес дети проявляют к растениям и животным.

    Формирование позитивного отношения к ним и стремление их оберегать может быть доступно в ходе такой беседы, как «Чудо рядом с тобой». Беседа «По тропинке в лес пойдем» позволяет скорректировать имеющиеся у детей первоначальные представления о лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. В ходе бесед формируются новые экологические знания, в том числе и нормах поведения в лесу, побуждает детей к размышлениям, учит анализировать свои и чужие поступки, воспитывает эмоциональную отзывчивость, развивает наблюдательность ребят.

    Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., ребенок впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Например, ребенок, увидев красивый цветок, может броситься к нему. желая сорвать, но мама должна сказать: «Посмотри, какой красивый цветок! Давай не будем его срывать. Если сорвем, цветочек завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке. И нам будет грустно». Конечно, пройти мимо красивого цветка с ребенком очень сложно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

    И, уважаемые родители, общайтесь с вашими детьми на прогулке, беседуйте с ними о животных, растениях, наблюдайте за изменениями в природе, обсуждайте увиденное. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их знания о природе, постепенно они учатся беречь природу. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой? », «Какие первые цветы появились? ». «Какие птицы прилетели? » Очень хорошо, если мама знает дидактические игры природоведческого содержания: «Чей домик? », «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе. Не забывайте восхищаться природой! Не забывайте говорить о ласковом солнышке, о серебристой паутинке, о трудолюбивом муравьишке, о красавице-бабочке! Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. Ребенок, видящий красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.

    Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

    Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

    Почитайте с детьми стихотворение:

    С экологией беда?

    Ну-ка, слушайте сюда!

    Надо людям дать понять,

    Что природа им, как мать.

    Будут землю засорять,

    Век им счастья не видать.

    Всё затянет паутиной,

    И покроет бурой тиной.

    Всё живое перемрёт

    И всему конец придёт.

    И останутся на свете

    Из живущих на планете:

    Бабка Ежка на метле,

    Да Кощей на старом пне.

    Есть о чём подумать всем,

    Если не хотим проблем!

    Ни один ребенок не останется безучастным!

    А если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

    Уважаемые родители! Будьте примером для своих детей! Соблюдайтеправила поведения в природе!

    1. Не рвите напрасно цветы - они прекрасны в поле, в лесу, на воде!

    2. Не рубите деревья и кустарники!

    3. Соблюдайте правила пожарной безопасности в природе.

    4. Не разрушайте муравейники, гнёзда птиц, жилища животных. Бережно относитесь ко всем живым существам.

    5. Будьте настоящими гражданами своей страны, активными защитниками родной природы.

    Природа - наш друг, наше богатство! Беречь и охранять - её священный долг каждого человека. Нам всем очень нужно, чтобы наши дети и сейчас, и когда вырастут, бережно относились бы к природе и хранили бы всё живое на земле! Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство!

    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. «Экологическое воспитание в семье»

    Тема: «Экологическое воспитание в семье».Цель: дать родителям методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в эко...

    Экологическое воспитание в семье

    В данном материале представлены методические рекомендации по экологическому воспитанию в семье, раскрыто значение экологического воспитания в семье....

    Экологическое воспитание в семье.

    Консультация для родителей "Экологическое воспитание в семье"...

    Родительское собрание "Экологическое воспитание в семье"

    собрание проводится в виде конкурса для детей и их родителей...

    Экологическое воспитание в семье и ДОУ

       Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать ...

    Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

    Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

    Консультация для родителей: "Экологическое воспитание в семье"

    В данной консултации дается определение - Что такое экология, Что такое экологическое воспитание в семье. Даются рекомендации по экологическому воспитанию в семье....