Профилактика ППДД
консультация (старшая группа) на тему

Токарева Мария Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.odt6.96 КБ
Файл roditelyam.odt32.18 КБ
Файл anketa_dlya_roditeley.odt20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Как обучать дошкольников правилам дорожного движения

Консультация для родителей

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения;
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
  • транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
  • правила движения по обочинам и тротуарам;
  • правила перехода проезжей части;
  • без взрослых выходить на дорогу нельзя;
  • правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:

  • своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  • объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  • когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  • указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  • закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  • развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  • развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  • не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  • читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
  • транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
  • пять мест, где разрешается ходить по дороге;
  • шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
  • правила движения пешеходов в установленных местах;
  • правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
  • без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
  • обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
  • объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить: 

  • кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
  • основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
  • обязанности пешеходов;
  • обязанности пассажиров;
  • регулирование дорожного движения;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • предупредительные сигналы;
  • движение через железнодорожные пути;
  • движение в жилых зонах;
  • перевозка людей;
  • особенности движения на велосипеде.

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
  • разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
  • воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
  • разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией;
  • указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
  • разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
  • закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
  • используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.

Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите ребёнка! Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!



Предварительный просмотр:

Родители и дети как участники дорожного движения

Жизнь родителей опасна и трудна. А жизнь детей — особенно.

В жизни каждой семьи наступает тот счастливый момент, когда появляется малыш. Но вместе с радостью приходят и новые заботы, и одна из них — это обезопасить жизнь ребёнка. Наши дома переполнены острыми, тупыми, тяжёлыми, электрическими и прочими опасными для них предметами, а улицы наших городов — многими другими опасными вещами. В этой статье мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.

Ребёнок и транспорт – до рождения и после

Прежде всего родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерешима.

Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда. Особенно в хорошо знакомых местах, ситуациях и т.д. Все мы хорошо знаем, что в дни школьных каникул повышается детский травматизм на дорогах. Но ведь дети в большинстве своём попадают в ДТП как раз в знакомой им и родителям обстановке: на знакомой улице, на знакомом перекрёстке и т.д. Есть такая иллюзия: раз знакомо — значит, безопасно. Ею хорошо пользуются мошенники, которые сначала знакомятся с жертвой, а уж потом втягивают её в свои махинации. Поэтому «наш район», «наша улица», «наш маршрут» и т.д. — скорее антонимы слова «безопасность». Мы утрачиваем бдительность, пропускаем сигналы опасности, которые сразу же бросились бы нам в глаза в незнакомом месте.

Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге. И начинаются они вовсе не с того момента, как ребёнок пойдёт в школу (секцию, кружок и т.д.), которая находится в паре-тройке (пяти-десяти) остановок от дома.

Далеко не у каждой беременной женщины есть возможность брать бюллетени, а значит, малыш знакомится с транспортом уже в животике у мамы. Шум, вибрация, загазованность, духота, давка в часы пик — вот неполный перечень особенностей общественного транспорта, знакомых малышу до рождения. Первые три — это и про личный авто, а к нему ещё нужно добавить стрессы, утомление и эмоциональное напряжение, если будущая мама сама водит машину. Лучшим выходом может стать пешее передвижение будущей мамы (одна моя студентка ходила от метро до вуза сорок минут, три раза в неделю, все семь месяцев до декрета). Но это не всегда возможно для самой мамы, если есть какие-то осложнения при беременности. Другой выход — выбирать наиболее щадящие маршруты, пусть они и дольше и дороже. Если у вас две пересадки в метро, может, стоит поехать на автобусе или маршрутке, особенно если вы едете от конечной остановки и можете гарантированно сесть? Если сесть не удалось, просите окружающих уступить вам место, а не дуйтесь на них за невнимательность! На последних месяцах мне часто приходилось ловить машины, чтобы подъехать к женской консультации, и ни один мужчина (разного возраста, семейного статуса и жизненного опыта) не заметил, что я беременна! Они и правда не видят. Да что там, мы, женщины, тоже не всегда внимательны. Поэтому позаботьтесь о малыше сами: попросите уступить вам место.

Ребёнок родился, и продолжение следует, как только вы выезжаете с коляской на прогулку. Даже самые современные коляски могут обеспечить комфорт малышу и маме, но никак не безопасность. Многим хорошо знакомы ситуации: высокий бордюр, узкий и/или плохой тротуар, куча снега (для коляски — непроходимая), внезапно отлетающее колесо. Их все объединяет то, что вы с коляской резко замедлили ход, и часто — на проезжей части. Для водителя, едущего за вами, вы только что совершили непредвиденный манёвр (ведь огни на вас не загораются, предупреждая о торможении). Добавим плохую видимость, например в тёмное время суток, которое длится на большей части России почти полгода. Плюс ваша усталость, хорошо знакомая всем родителям маленьких детей, плюс, возможно, мобильник в руке или, увы, бутылка пива — всё это снижает вашу способность быстро реагировать на визг тормозов. А коляска ведь очень неманевренный вид транспорта. Жаль, что большинство водителей об этом не задумывается. Не гулять — нельзя, но не доводите дело до абсурда — если вы буквально валитесь с ног, пропустите прогулку. Постарайтесь не гулять с коляской там, где вы не знаете особенностей местности (высота бордюра и качество тротуара хотя бы); разговаривая по мобильнику, обязательно останавливайтесь в безопасном месте. И купите светоотражатели и себе на одежду, и на коляску.

О том, что ездить в нашем общественном транспорте с коляской ох как непросто, мы уже рассказывали. Но и у поездки ребёнка в «кенгуру» есть свои опасности. Мы, как правило, не смотрим на ручки и ножки ребёнка, когда садимся в транспорт, едем по эскалатору. А зря — сколько поцарапанных и прищемлённых пальчиков, зажатых ручек и ножек движущимися частями! И это в лучшем случае. Лучший выход — держать в своих руках «движущиеся части» ребёнка, хотя бы его ручки. И не забудьте про любимую игрушку ребёнка — дети суют свои пальчики между двумя стеклами в автобусе, откуда их бывает очень сложно достать, не для того, чтобы досадить вам, а потому что им скучно! Это актуально и для детей в личном автомобиле, когда они едут в детских автокреслах. Думаю, многие родители-автомобилисты удивились бы или ужаснулись, увидев, чем занимаются их дети в салоне автомобиля от скуки.

Но есть родители, а особенно бабушки, которые хорошо представляют эти и многие другие опасности и отказываются возить маленького ребёнка в общественном транспорте. Хорошо понимаешь, что это не самое удачное решение, когда видишь, как уже взрослый (лет 8–9, а то и 10–12) ребёнок буквально заталкивается взрослым на эскалатор в метро (боится, не притворяется, а именно боится, иногда до обоюдной истерики). Когда он не держится за поручни в транспорте, потому что знает головой, а не телом, что такое центробежная сила или резкое торможение. Мы виним их — учили вас, учили, но это как раз тот случай, когда учит его только собственный опыт, а не наши нравоучения.

Когда малыш пойдёт, начнутся новые заботы. Именно здесь впервые у родителей возникает сознательная цель — воспитать безопасного пешехода. А чуть позже — безопасного роллера, «бордиста», «самокатщика» и велосипедиста. И здесь часто родители делают упор на осведомительно-запретительную часть с бесконечными «нельзя» и «почему ты не». А почему же они «не»: невнимательные, непредусмотрительные, непредвидящие, непредсказуемые и т.д.? Ответ прост — они дети. Их лобные доли головного мозга (именно они отвечают за произвольность, качество, которое лежит в основе отсутствия этих «не») окончательно созреют у большинства годам к 20-ти. А ведь покупая ребёнку велосипед (самокат, ролики и пр.), родители покупают... игрушку, за игры с которой должен отвечать ребёнок. У нас разработаны сотни тестов для определения готовности к школе (как будто что со школой случится, если туда придут неготовые дети), а вот хоть пары тестиков для определения готовности ребёнка к передвижению на его первом транспортном средстве, увы, нет. Поэтому прежде чем идти в магазин, честно ответьте себе: может ли ваш ребёнок подавить сиюминутные желания и порывы? И как быстро? Достаточно ли быстро может принять решение в незнакомой ситуации (особенно той, которая вызывает у него волнение)? Всегда ли правильно устанавливает причинно-следственные связи между своим поведением и его последствиями? Внимательный ли он? Хороший ли у него глазомер? Насколько детально он может описать вам опасности на дороге и как их избежать? Если на большинство вопросов ответы «нет», может быть, следует повременить с покупкой велосипеда, самоката и пр.?

Если же ваш ребёнок «влился» в транспортный поток на своём велосипеде, самокате, роликах, «доске», немаловажным в обучении его безопасному поведению на дороге станет объяснение, внушение, убеждение, и лучше — на личном примере, положительных образцах безопасного поведения, а также внимательное ознакомление с дорожной средой и её законами (Правилами дорожного движения, дорожными знаками). А также и правила, которые никто не отменял для «колёсных» пешеходов детского возраста: предупреждать сигналом о своём передвижении впереди идущим пешеходам, сигналами рукой — для водителей транспорта, недопустимости «подрезать», совершать непродуманные манёвры и т.д.

Не вместо, а вместе

Как бы ни было нам просто решать задачу безопасности ребёнка на дороге, контролируя его, более надёжный, хоть и трудоёмкий способ — доверить управление собой самому ребёнку. Отпускайте почаще руку ребёнка (если маленький, то только в безопасных местах), просите его отвести вас в магазин, садик, школу... Нарушайте правила (в разумных для своей безопасности пределах) и смиренно принимайте его упрёки в вашей неосторожности. Советуйтесь, какой маршрут лучше выбрать. Расширяйте жизненный опыт ребёнка: ездите с ним в разном транспорте, на разные расстояния. Уважительно относитесь к запретам, например красному сигналу светофора или жезлу инспектора ДПС. Чему мы их научим (не только тому, что мы сознательно им «долдоним», но и бессознательно демонстрируем), то и получим через 10-15 лет на наших дорогах. 



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей по правилам дорожного движения

Уважаемые мамы и папы! Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать насколько наши дети могут ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают ли они правила дорожного движения

1. Ваш ребенок знает:

  • Название города, в котором живет;
  • Свой домашний адрес, название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
  • Свой домашний адрес не полностью.

2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:

  • Пешком;
  • На транспорте.

3. Если вам приходится идти пешком и вы с ребенком:

  • Переходите дорогу только по пешеходным дорожкам, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;
  • Переходите дорогу по пешеходным переходам, если нет машин, и не смотрите на сигнал светофора;
  • Переходите дорогу там, где вам кажется удобным.

4. Различает ли ваш ребенок сигналы транспортные и пешеходные?

  • Мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал светофора и зеленый сигнал для машин;
  • Мой ребенок путает сигнал транспортный и пешеходный, часто ошибается, выбирая момент для перехода улицы;
  • Мой ребенок не знает, что существует пешеходный и транспортный сигнал светофора, и ориентируется только на мое поведение.

5. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить.

6. Когда вы последний раз показывали ребенку дорожные знаки, пешеходный переход и светофор, и рассказывали, что они обозначают?

  • Я делаю это постоянно, когда приходится переходить дорогу или пользоваться транспортом;
  • Я делал это достаточно давно;
  • Не помню.

7. Какие виды городского транспорта знает ваш ребенок?

  • Автобус
  • Троллейбус
  • Трамвай
  • Такси
  • Метро

8. Как ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

  • Мой ребенок спокойно стоит на остановке;
  • Садится вместе с взрослыми, через переднюю и среднюю дверь. Не шумит, если есть возможность садится на свободное сидение. Не высовывается из окна, не сорит в салоне.
  • Мой ребенок бегает и прыгает на остановке, садится в любую дверь, пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне транспорта.

9. Считаете ли вы, что усилия педагогов детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасности поведения на улице:

  • Будут эффективны только при поддержке с вашей стороны;
  • Будут эффективны без всякой поддержки с вашей стороны;
  • Не эффективны, так как научить безопасности поведения на улице могут только родители.

Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

профилактика плоскостопия - значение и профилактика деятельности

материал предназначен для родителей (консультация) в рамках работы кружка "Играя- лечись!" (2013-2014 учебный год. Октябрь)...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»...

Профилактика гриппа. Профилактика гриппа

Профилактика гриппа.Памятка для родителей...

Профилактика ППДД

Безопасность детей на дорогах...