Родительское собрание "Ребенок и его права"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Информация для родителей о международных и российских документах, регулирующих права детей. Повышение компетентности родителей о применяемых  видах ответсвенности по отношению к родителям, допускающим жестокое обращение с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

20 ноября - Всемирный День прав детей.

Проблема защиты прав детства – это проблема современного общества.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее,   целиком зависит от мира на Земле и прежде всего от окружающих  его взрослых людей, прежде всего от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

В прочной надежной семье нуждается каждый человек.

Родителями создается определенная атмосфера в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности, формируется мировоззрение и ценностные ориентиры.

Согласно Конституции РФ ст. 38  п.2  «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность.

 Таким образом, за воспитание своих детей несут ответственность родители.

И именно семья играет  первоочередную роль в развитии ребенка.

Права и достоинства ребенка защищает Международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка разработал следующие документы:

  • Декларация прав ребенка (1923г)
  • Конвенция о правах ребенка (1989г)

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Закон «Об образовании в РФ».

Ни для кого не секрет, что права детей очень часто нарушаются в семье.

Унижение ребенка, физическое наказание – это, безусловно,

 нарушение прав детей.

 И, к сожалению, в  наше время проблема жестокого обращения и насилия в семье становится все более  актуальной.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, раны, сексуальные домогательства, но и унижение ребенка, насмешки, издевательства, сравнения, необоснованная критика.

Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Жестокое обращение с детьми в семье включает в себя любую форму недопустимого обращения со стороны:

- Старших детей

- Родственников

- Родителей

- Опекунов

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:

1.физическое

2. психическое

3. сексуальное

4. пренебрежение основными потребностями ребенка.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем – либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

  • Недопустимы физические наказания.
  • Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка.
  • Имелись случаи, когда  последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания, смерть.
  • Физические наказания унижают личность ребенка, порождают озлобление.
  • Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем.
  • Такие дети живут с чувством страха, мести

Психическое  (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

 Происходит  путем

  • запугивания,
  • угроз,
  • унижения,
  • оскорбления,
  • обвинений в адрес ребенка,
  • принижения его успехов,
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям.

Что происходит с ребенком, если он подвергается постоянному эмоциональному насилию:

  • Задержка психического развития
  • Низкая самооценка
  • Агрессия
  • Депрессия
  • Ложь, воровство
  • Девиантное (отклоняющееся поведение)
  • Нервно – психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики,  расстройство сна, аппетита и т.д.

Сексуальное -  вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми, демонстрация ребенку гениталий, демонстрация ребенку порнографии, использование ребенка для производства детской порнографии.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где

- конфликтные отношения между родителями

- мать ребенка чрезмерно занята на работе

- вместо родного отца отчим, сожитель  матери

- мама имеет хроническое заболевание и часто лежит в больнице

- родители являются алкоголиками, наркоманами

Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.

Пренебрежения нуждами ребенка  – отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью и развитию.

 Это невнимание к основным нуждам ребенка в пище одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

//Ребенок одет не по сезону, не по размеру

//Немытый, голоден

//Оставление надолго без присмотра

//Невылеченные заболевания.

//Ненадлежащее исполнение родительских обязательств.

К жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

  • не являются биологически родными для ребенка;
  • часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
  • в детстве сами пережили насилие;
  • обладают низким уровнем культуры и образования,

а также социально – экономическим статусом, например, относятся к категории безработных, имеют уголовное прошлое;

  • относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
  • злоупотребляют алкоголем, наркотиками;
  • воспитывают ребенка без супруга(и).

            Российским законодательством установлено несколько видов ответственности  лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -  в  виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП  РФ)

2. Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них:  (ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 135 (развратные действия).

3. Следующий вид ответственности - Гражданско – правовая ответственность в соответствии с Семейным кодексом

Лишение или ограничение родительских прав.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то почти каждый ребенок хоть раз сталкивался с проявлением жестокости.

Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается.

 Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета зла, жестокости, ненависти и насилия продолжается.

 Уважаемые взрослые, давайте будем добрее и мудрее по отношению друг к другу и к нашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Родительское собрание: « Культура поведения, правила и привычки».

Ход мероприятия(звучит тихая музыка родители располагаются в группе)-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе. Вот и прошёл ещё один учебный год, ваши дет...

Конспект родительского собрания по ПДД "Правила движения - достойны уважения"

Научить родителей обучать своих детей правилам дорожного движения....

Родительское собрание на тему "Правила дорожного движения не терпят возражения"

Повестка родительского собрания:1.Выбор родительского комитета.2.Блиц -турнир поПДД.Вопросы:1. Назовите основные сигналы светофора.2. Кто является участником дорожного движения? (пешеход, водитель, па...

Встреча в родительском клубе по теме "Права детей"

Заседание родельского клуба по теме "Права детей" в форме познавательной игры....

Взаимодействие с родителями на родительских собраниях: 10 золотых правил родительского собрания.

Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы педагога. Для того, чтобы родительские собрания прошли интересно и запомнились родителям необходимо выбрать и...