Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей с помощью театральных игр»
консультация (старшая группа) по теме

      Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, понимать и принимать активное участие в её реализации.    В решении этих задач  незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Родительские собрания – это не просто встречи с родителями, это взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Родительское собрание

 

Тема собрания:

«Развитие речи детей с помощью театральных игр»

 

          Подготовила: Хасанова Гульсина Сагитовна

      Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, понимать и принимать активное участие в её реализации.    В решении этих задач  незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Родительские собрания – это не просто встречи с родителями, это взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.  

     В нашем учреждении ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены с учетом годовых задач детского сада, интересов и потребностей родителей, возможностей. Чтобы заинтересовать современных родителей в нашем дошкольном учреждении используются  разнообразные  формы проведения родительских собраний. Это мастер-классы, деловые игры, семинары-практикумы, на которых через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказать, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: раскрытие значения театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития
  2. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
  3.  Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;
  4.  Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в педагогический процесс и жизнедеятельность группового сообщества;
  5.  Развитие творческих способностей родителей.

                                                                                                                             

Участники: родители, воспитатели.                                         

План проведения:                                                                                                        

I.Вступительная часть
II. Основная часть:                                                                                      

  • Педагогический всеобуч «  Немного о театре»;                                             
  • Игровое упражнение для знакомства «Хоровод»
  • Играем как дети «Продолжи сказку……»
  • Викторина
  • Творческая мастерская                                                                                          
  • Подведение итогов собрания
  • Решение родительского собрания                                                                            

1.Подготовительный этап

1 .Приглашение родителей на собрание.

2.Обследование и выявление уровня речевого развития детей старшей группы.                                                                                                                                      3.Изготовление памятки для родителей, оформление родительского центра по теме собрания.  

2.Организационный этап                                                                                              

1. Оформление выставок:                                                                                                

  • Методическая литература по теме родительского собрания;                          
  • Фотографии детей со спектаклей;                                      
  • Разные виды  театров(Теневой, пальчиковый,дисковый,конусный,и тд..) по разным сказкам;                                     
  • Иллюстрации художников – сказочников;
  • Костюмы для спектаклей, созданные руками воспитателей, детей  и родителей.

2.      Видеоматериал по спектаклям      

                                                               

Ход собрания:

I. Вступительная часть                                                                                               

(Родители знакомятся с выставками и садятся за столы.)                                         

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно. Что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству и  взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.                                                                           Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Тема собрания: «Развитие коммуникативных навыков детей с помощью театральных игр».

II. Основная   часть                                                                                                          
Педагогический всеобуч

 «Немного о значении театральных игр  в развитии речи детей»                            

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

•   речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;         

•   речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.   

Для развития коммуникативных навыков просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции,  чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей .Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной  деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать  многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка,  развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать, влияет на формирование словарного запаса и связной речи , позволяет преодолеть чувство страха, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется  звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно  диалог  с другим персонажем, ставит маленького  актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованную деятельность следует рассматривать и как обучающую развивающую сферу. В ней смыкаются такие понятия как «игра», «культура», «свобода», «прекрасное», «творчество». Драматизация является наиболее распространенным видом детского творчества, а творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие ребенка.

  При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения)

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития коммуникативных навыков, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной

педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вер-

бальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициатив-

ности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием на-

пряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных   открытий, способ приобщения  к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

       Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Вы познакомились с значением  театрализованной деятельности в развитии речи ребенка, а теперь мы перейдем в практическую часть нашего собрания.

Чтобы наше мероприятие прошло в теплой дружеской обстановке предлагаю поиграть в  игру для знакомства  «Хоровод»

  • “Хоровод”

Участники стоят по кругу, лицом к центру. Один из участников, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга. Двигаясь вдоль линии круга позади стоящих, он выбирает одного из участников, касаясь рукой его плеча, и продолжает свое движение в том же направлении. Выбранный участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив своё место свободным. Таким образом, они идут навстречу друг другу. При встрече они должны поздороваться и представиться. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остается в круге. Участник, которому не досталось места в круге, продолжает свое движение, выбирает следующего участника для знакомства и т.д., пока все не познакомятся.

Воспитатель:

   Сказка нужна всем - и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка с родителем, разрешить конфликт и взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.

  • Играем как дети.

 Придумайте продолжение сказки  «Репка»,  будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.

( Сказка записывается и в конце зачитывается.)     

  • Предлагаю разделиться на две команды чтоб провести веселую викторину по  сказкам.

Родители разделяются на две команды: «Знайки» и «Умейки»

За каждый правильный ответ  дается фишка.

Итак, мы начинаем!

Вопросы к  викторине

- Назовите произведения К.Чуковского

- Назовите произведения С.Маршака.

- Назовите произведения С.Михалкова.

- Кого из персонажей из сказки "Репка” звали по имени”?

- Назовите сказки, где в названии фигурирует цифра три?

- По какой тропинке пошла Красная Шапочка, а по какой Волк из сказки Ш.Перро?

- Сколько козлят было у козы?

- Сколько работников вытаскивали репку?

- Как звали самого умного поросенка из сказки С.Михалкова?

- Назовите сказки, где главные герои петух и заяц?

-Чей дом тушила курочка?

- По какой улице бежал мальчик от мочалки?

- С кем гулял Крокодил по аллее?

- Кого встретил цыпленок по пути, пока искал маму? "Цыпленок” К.Чуковский

- Какую фразу повторял Кот Леопольд, желая помириться с мышами?

- Как назвал Кот Матроскин корову?

- Где нашел крокодил Гена Чебурашку?

- Что просил медведь у деда, когда он посадил репу?

- Какую песню пела лиса из сказки "Кот петух и лиса”?

             - Кто проглотил нечто такое, отчего вокруг сразу стало темно

     Воспитатель   А теперь уважаемые родители  предлагаю  вам   своими руками создать настольный театр.                                        

  • Творческая мастерская.

Мастер класс по изготовлению настольного театра.

Как научить ребенка быть не только пассивным слушателем, но и активным участником домашних инсценировок? Развить речь, правильную дикцию и артикуляцию, тренировать память, расширить словарный запас? А попутно развить творческие навыки и мелкую моторику ручек? Сделайте вместе с ним настольный театр. Сказки можете выбирать сами, а может быть, вы придумаете их вместе с вашим ребенком. Сами нарисуете декорации, создадите персонажей. Уверяю, это совсем нетрудно и очень увлекательно.

Для работы нам понадобится :

• Бутылочка из-под йогурта или «Актимеля»

• Шерстяные или акриловые нитки для вязания

• Бумага или шарик для настольного тенниса

• Клей «Момент» или любой другой универсальный клей

• Ножницы, ткань, пуговицы, бисер или др. элементы декорирования

  • Делаем голову: можно взять шарик для настольного тенниса, слегка смазать его клеем и обмотать шерстяными нитками, а можно просто смять лист бумаги в плотный шарик и тоже обмотать нитками, в этом случае обмазывать его клеем не придется.
  • Теперь будем делать туловище нашего мишки. Слегка смажем стенки бутылочки клеем. И аккуратно, стараясь чтобы не было просветов, обматываем всю бутылочку.
  • Не мажьте слишком обильно бутылочку клеем, работа получится неопрятной
  • Оформляем голову. Сделаем ушки: сверните нить «улиткой» и подклейте кончик. Если нить достаточно толстая, то она держит форму, а тонкую придется клеить на основу – картонную или бумажную заготовку в форме уха нашего мишки.
  • Теперь оформляем мордочку мишки. Можно вывязать глазки и носик нитками контрастного цвета, а можно наклеить бусинки, пуговки или готовые глазки.
  • Лапы можно связать, а потом пришить или приклеить к туловищу. И завершить образ помогут детали: юбка и фартук для мамы-медведицы, жилетка и шарфик для папы-медведя и т. д.
  • Можно сделать корзину с пирожками. И у вас получится атрибут для еще одной сказки. А наклеив «липучку» на спинку мишки и заднюю стенку корзины, мы можем прикреплять ее к мишке.

  • Подведение итогов собрания 

Воспитатель:  В заключение нашего собрания  я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. ( Участники передают клубок ниток по кругу. Все,  кто уже передал клубок, держатся за нить.  Когда клубок возвращается к ведущему,  участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

    Для того. Чтобы ваши домашние творческие игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!

      

  • Решение родительского собрания
  1. Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать   сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать  их.                                                                               
  2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т.д.                                                                                                                                   
  3. Посетить вместе с ребёнком зоопарк, театр,выставку.                                         
  4. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.                                                     
  5. Принимать активное участие в работе детского сада.                                              
  6. Принести в группу старые вещи пригодные для игр детей.                                    
  7. Сшить костюмы для героев сказок. Изготовить разные виды театров.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благолучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

 Литература:

1.     ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.    Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: КНОРУС, 2003.

3.    Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет. М.: Просвещение, 2000 .

Приложение

                                Памятка «Развитие речи ребёнка»                                                     

  • Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
  • Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи. 
  • Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами с окружающими их деревьями, кустами, птицами.
  • Учите наблюдать и любоваться ими.
  • В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные признаки), например, василёк - красивый, великолепный, полевой.
  • Учите детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами: стул - стульчик, флаг - флажок.
  • Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
  • Учите отвечать на вопросы, рассказывать сказки, рассказы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
  • Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.      

Памятка для родителей

"Без воображения нет соображения"

В народе говорят: "Без воображения нет соображения".

 Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы).
А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету, «В коробке кактус, не уколитесь».

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы).

Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид.
Где живет?
Чем питается?

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору»

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».
Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста" включает  в себя доказательство актуальности темы, определения понятий "творческая деятельн...

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...

Групповое родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Групповое родительское собрание на тему:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»...

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение эффективности коррекционной работы, установление доверительных отношений с родителями воспитанников.Задачи:- помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребёнка;- ...