Гендерный подход в музыкальном развитии дошкольников
консультация на тему

Огородникова Ирина Владимировна

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит -наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernyy_podhod_v_muzykalnom_razvitii_doshkolnikov.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Гендерный  подход в музыкальном развитии дошкольников.

 

     Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит -наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.

        Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром. И это неслучайно, так как влияние музыки на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению.                  

      К тому же на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Так как, все основные части музыкального занятия: музыкально - ритмические движения, пение, слушание музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактические игры — следует проводить с учетом гендерных различий или гендерного подхода.

В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами,  платками и т. д).

Слушание музыки может быть тоже организовано с учетом формирования гендерной идентичности. На занятиях дети учатся рассказывать о характере музыки, о ее эмоциональном настрое. Тихая, спокойная музыка колыбельной песни характеризует специфические черты девочек: нежность, скромность, терпимость. Бойкий, ритмичный марш – стремительность, активность и решительность мальчиков. Или же, например, на одном занятии можно послушать часть «Карнавала животных » К. Сен-Санса «Лебедь», а затем попросить девочек подвигаться под эту замечательную музыку, а мальчиков — понаблюдать за движениями девочек и выбрать самую плавную, нежную лебедушку. На следующем занятии можно прослушать произведение из того же цикла, например, «Вступление и королевский марш льва» и попросить мальчиков изобразить львов, а девочкам выбрать самого важного и мужественного Царя Зверей.

Пение. При формировании у детей певческих навыков учитывается то, что особенно мальчики дошкольного возраста, обнаруживают при прослушивании крайне ограниченный диапазон и воспроизводят мелодию голосом более или менее верно в пределах кварты – сексты, в основном в первой и малой октавах. При этом тембры их певческого и разговорного голоса полностью совпадают, т.е. они «поют, как говорят».  Так как мальчики говорят, используя преимущественно грудной регистр, а поют фальцетом, то для них большое значение имеет «разогрев» голоса, т.е. распевание, когда происходит торможение речевого двигательного динамического стереотипа. В хоровом пении мальчики и девочки поют вместе, их тембр сливается, но если же поют одни мальчики, их тембр конечно же отличается от тембра ансамбля девочек.

 В репертуар дошкольников можно включить следующие песни: «Из чего же..?» Ю.Чичкова, «Папа может» В.Шаинского, «Капитан» З.Роот, «Мама» В.Гаврилина, «Маленькая мама» Г.Струве и др. Например, для мальчиков   5-6 лет, песни «Бравые солдаты»,  «Все мы моряки», А, Филиппенко, воспитывают мужественность, и героизм.

  Для девочек, песни «Солнышко», муз. А. Ермолаева,  «Колыбельная» муз Назаровой, воспитывают такие качества как: доброта, бережное отношение друг к другу  и  т.д.

     В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, тоже необходимо подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков.

    Следует акцентировать внимание детей на таких моментах, как: приглашение на танец исходит от кавалера, или же мальчик,  например, как настоящий рыцарь, встает на одно колено и подает руку девочке, в танце она обходит мальчика легкими шажками. Существует ряд специфических различий у мальчиков и девочек в объяснении основных положений в танце, технике и манере исполнения движений:

Положение рук: у девочек - «на юбочке», у мальчиков - «на поясе».

 Специальные движения: для мальчиков - глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки. Покачивания с руками за спиной.

  У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы, взмахи руками.

   Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная. После танца мальчик провожает девочку на место.

      С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду необходимо объяснять детям, что правильная осанка, это и женская красота, и мужская статность.

      Подчеркнуть гендерные особенности на музыкальных занятиях помогут музыкальные игры. Такие, как, например, «Жуки и бабочки», «Роботы и звездочки», «Птички и автомобили», где роль жуков, роботов и автомобилей отводится мальчикам, а роль бабочек, звездочек и птичек — девочкам. Передавая музыкальные образы, движения у мальчиков должны быть соответствующими — четкими и тяжелыми, а у девочек — воздушными, легкими, нежными, плавными. Целесообразно на музыкальных занятиях применять музыкальные игры с предметами (с лентами, флажками, султанчиками, мячами). Например: девочки, услышав свое музыкальное проведение, танцуют с лентами, а мальчики под свою маршевую, бодрую музыку исполняют движения с флажками.

     Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности.

      Подчеркнуть женственность, мягкость, доброту, заботу в поведении девочек можно при помощи песни-игры «Веселые медвежатки» Е.Попляновой, где главная роль отведена маме-медведице, а все остальные ребята — это ее медвежатки. На роль медведицы может быть выбрана только девочка, так как это чисто женская роль, мальчики участвуют в игре только в образе детенышей-медвежат.

   Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.

      Еще к одной составляющей музыкального занятия — игре на музыкальных инструментах можно тоже подойти, опираясь на гендерные особенности детей. Так, например, партию барабана логичней было бы отдать представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше доверить девочкам. Если девочки и мальчики играют на одних и тех же инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления. Мальчиков — за решительность, точность, девочек — за легкость, тонкость исполнения.

     Театрализация: Гендерный подход в работе с детьми необходимо учитывать с младшего возраста. Наиболее полно всё это используется при театрализации.

 Дети с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Педагоги распределяют роли для мальчиков и для девочек. Известно, что для мальчиков предлагаются такие роли, как Медведь, Волк, Ежик, Ворон, Старичок-Лесовичок , Кот и т.д. Для девочек же – роли Лисички-Сестрички, Бабочки, Белочки, Кошечки.  

      Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры) Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька  уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек».  
При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
.

     Важными, опорными моментами мужского воспитания для мальчиков старшего возраста являются патриотические праздники . «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Независимости», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями.

 Для девочек – «Международный  женский день», »День матери» где девочки учатся воспринимать  внимание мальчиков, а мальчиков приучают оказывать им знаки внимания.

При проведении этих праздников дети показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного отношения друг к другу.

    Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т.д.

 Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии.

Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

     Родители и педагоги должны стремиться   развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности  и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.

      Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный мир музыки, танца, театра, музыкальный руководитель может использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников».

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

" Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников".

Данный материал очень поможет дружной и слаженной работе педагогов и специалистов ДОУ....

Консультация для педагогов "Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального обра...

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой....