Различия свободной и организованной сюжетно-ролевых игр дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Лукашина Ольга Сергеевна

В данной статье я хочу дать более глубокое понятие о двух типах игр дошкольников: свободная и организованная взрослым. А также их значение в жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razlichiya_igr.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Существуют различия в понимании взрослыми самой сущности игры и организации игровой деятельности детей. И тогда можно выделить два подхода в организации игровой деятельности дошкольника: свободная и организованная взрослыми игра.

Свободная игра - это ненаправленная взрослыми игра детей. B.Hughes (2002) дает следующее определение: «свободная игра – это такая деятельность детей, которая содержит следующие характеристики: свободно выбранная, персонально управляемая и внутренне мотивированная, никем ни специально не поощряемая и не предназначенная ни для каких специальных или определенных запланированных целей (B. Hughes. The first claim.. 2002 Play Wales, Cardiff. England).

Организованная игра - это целенаправленная организация игры детей взрослыми.

Современные кросскультурные исследования показывают, что например, большинство японских и шведских воспитателей не направляют игру детей, не говорят им, как и во что играть. Американские воспитатели напротив, активно участвуют в организации игры детей в детском саду (Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г., Проблема игры в западной психологии , 2012.

Результаты исследования Singer et all (2009) показали удивительно схожие особенности в играх детей из 16 стран. Все родители отмечали, что их дети ощущают огромный недостаток свободной игры в период дошкольного и младшего школьного детства. Это отрицательно сказывается на развитии и последующем обучении детей. Опросы родителей показали, что основной «противник» игры – это экран, или конкретнее, телевизор. Особенно велики показатели детского экранного времени в развивающихся странах. Вторая проблема, снижающая частоту игры детей – это безопасность игрового пространства, отсутствие защищенных игровых пространств на улице и неструктурированное свободное время или отсутствие свободного времени у ребенка. Особое беспокойство проявляют родители в отношении недостатка коммуникативных игр в развитии социальных отношений ребенка. Матери особенно обеспокоены тем, что дети слишком рано погружаются во взрослую жизнь и пропускают уникальную радость детства и те здоровые, естественные для развития возможности, открывающиеся детям в играх. (Singer D, Singer J, D`Agostino H, De Long R, Early Childhood Education 2009).

Следует подчеркнуть, что эта проблема существует и обсуждается в нашей стране, хотя подобные исследования пока отсутствуют.

Веракса А.Н. говорит, что японцы относятся к детям с особой любовью. Еще в начале прошлого века российский ученый-японовед Г.Востоков подметил, что японцы воспитывают детей «с такою мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей»(Веракса А.Н. Детский сад по-японски ,журнал Современное дошкольное образование, http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13371.html).

Свободная игра заключается в том, что дети делают то, что хотят – рисуют, строят модели, участвуют в сюжетно-ролевых играх и т.д. Это позволяет установить более тесные контакты со сверстниками, столкнуться с конфликтами и самостоятельно их разрешить. Хочется подчеркнуть, что свободная игра в Японии, а также Швеции, Англии, Германии и многих европейских стран, свободна от вмешательства взрослого.

Японские и европейские педагоги убеждены, что развитие самостоятельности возможно лишь в том случае, если малыш создает собственные ценности, что осуществимо только в свободной среде.

В такой свободе выражается главная, по мнению японских педагогов и родителей, ценность дошкольного образования – сохранение детства в ребенке. Дети принимаются такими, какие они есть – энергичными, любо-знательными, и на основе такого принятия у малышей возникает уверенность и желание принадлежать к группе (Веракса А.Н. Детский сад по-японски ,журнал Современное дошкольное образование, http://www.sdo-journal.ru/sdo/info/13371.html).

В статьях про игры также говорится, что, например, в США свободного времени у дошкольников в среднем 2 часа в неделю, при этом дети немного гуляют на улице и «просто играют». Свободная игра сократилась на 25 %, а прогулки на 50 %. Вместо этого дети посещают организованные структурированные занятия, считающиеся обучающими. Но ведь игры и занятия – это совершенно разные вещи. В игре ребенок учится контролировать свое свободное время. «Суть игры – в потере чувства времени»- утверждает итальянский исследователь Тонучи, - «в мире таинственном, рискованном и полном приключений». А структурированные занятия снижают этот элемент независимости, ведь контроль над временем и занятием принадлежит взрослому.

Взрослые относятся к игре, как «пустому» времяпровождению, как к чему-то тривиальному и незначительному в жизни детей. У современных родителей выражена значительная тенденция к раннему развитию ребенка. Они считают, что важнее записать ребенка в кружки и секции, научить читать, писать, рисовать, танцевать и говорить на иностранном языке, а лучше нескольких.

На сегодняшний день в детских садах, в основном, используются программы авторов, которые сводят задачи педагога в вопросах, касающихся сюжетной игры, к формированию ее содержания и планомерному обогащению опыта ребенка с последующим переводом его в условный план с помощью специально организованных взрослым игр, разворачивающихся под его руководством. Один из методов даже получил название «метод комплексного руководства игрой». Все это привело к тому, что в детских садах игра детей разделилась на две формы: свободная игра и игра «развивающая», руководимая взрослым.

Таким образом, вы смогли познакомиться с двумя подходами в понимании взрослыми самой сущности игры и организации игровой деятельности детей: свободная (ненаправленная взрослыми) игра детей и организованная (целенаправленная организация игры детей взрослыми) игра. В свободной игре проявляется активная позиция ребенка, формируется его индивидуальность через творчество и воображение. Через игру, организованную взрослым, активно идет процесс социализации ребенка, освоения им социально-ролевых стратегий. В такой игре выстраиваются различные пространственные границы и границы межличностного взаимодействия между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...

Руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников «Смелые пожарные».

Конспект по руководству сюжетно - ролевой игрой в старшей группе. Сюжетно-ролевая игра "Смелые пожарные" закрепляет знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Расширяет ...

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников

Мини-картотека в помощь педагогам...

КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...

Презентация."Сюжетно-ролевые игры для дошкольников как средство успешной социальной адаптации"

."Сюжетно-ролевые игры для дошкольников как средство успешной социальной адаптации"...

Конспект организованной сюжетно - ролевой игры «Семья» в средней группе.

Программное содержание:Цель: Формировать у детей умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями.Задачи:Воспитательные: Воспитывать дружеские отношения, создавать атмосферу бодр...