Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»
консультация (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Светлана Евгеньевна

    Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принять активное участие.  Ребёнок дошкольник играет, и играть будит ещё очень долго, но на первый план к семи годам выходит учебная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»

Быть готовым к школе

 – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе  – «..значит быть

 готовым всему этому научиться..» - считал

детский психолог

Л.А. Венгер 

Дошкольное детство подразделяется на три этапа:

  • младшие дошкольники (3 – 4 года);
  • средние дошкольники (4 – 5 лет);
  • старшие дошкольники (5 – 7 лет).

    Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принять активное участие.

    Ребёнок дошкольник играет, и играть будит ещё очень долго, но на первый план к семи годам выходит учебная деятельность.

    Трудно найти ребёнка, который шёл бы в первый класс с сознательным намерением учиться плохо. На вопрос: "Как ты будешь учиться?" - дети, как правило, отвечают: "Хорошо!"

   Что же такое готовность к школе?

    Готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

  • физические качества (включающее созревание нервной системы);
  • психологические качества (личностное и интеллектуальное развитие).

Личностная готовность включает в себя:

  1. Сформированность внутренней позиции школьника.
  2. Мотивация к учению.
  3. Произвольность поведения и познавательных процессов.
  4. Эмоциональная сфера.

      Изучая диаграмму по результатам диагностики, можно сделать выводы, что организованная познавательная деятельность в детском саду не вызывает у детей признаков  утомления или повышенной тревожности. Дети во время организованной познавательной деятельности активны, дружелюбны, внимательны, искренни, бодры, азартны и в меру мечтательны.

Социально-психологическая готовность включает в себя отношение к себе, к взрослым, к сверстникам.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

  • развитие понятийного уровня,
  • обучаемости,
  • познавательной активности,
  • сформированности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

ОСНОВНЫЕ СТУПЕНЬКИ РАЗВИТИЯ

СТУПЕНЬКА № 1

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

  • Развивать у ребенка умения: произвольно вызывать необходимые воспоминания; вспоминать последовательность событий; использовать при запоминании мнемотехнические приемы; использовать образ как средство развития произвольной памяти; повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  • Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
  • Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

  • «Повтори слова» (ведущий называет слово, второй повторяет его и добавляет свое).
  •  «Запомни предметы» (15сек. демонстрирую сюжетную картинку и прошу воспроизвести картинки).
  • «Запомни цвет шариков и номер», какого цвета шарик под номером 1, 2, 3, 4, 5.

СТУПЕНЬКА № 2

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ?

 Можно:

  • Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
  • Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
  • Использовать в совместной деятельности элементы игры.
  •  Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
  • Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
  • Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  • Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
  • Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  • Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
  • Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
  • Предлагать детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;  неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
  • Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

  •  «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
  • Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

СТУПЕНЬКА № 3

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

  • В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:  составлять группу из отдельных предметов; выделять предметы по назначению, по характерным признакам; классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению; понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов; сравнивать предметы; соотносить схематическое изображение с реальными предметами; делать самостоятельные выводы; отвечать на вопросы, делать умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи.
  • Чаще использовать задания на: сравнение пары предметов или явлений нахождение сходства и различия между ними; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; складывание целого из частей (разрезные картинки); последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
  • Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
  • Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
  • Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
  • Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
  • Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
  • Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • «Найди лишний предмет» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • «Сочиним сказку» (психолог говорит первое предложение, а родители по очереди продолжают).

СТУПЕНЬКА № 4

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!

Для этого можно работать в 2-х направлениях.

Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
  • разминать пальцами пластилин;
  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
  • двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
  • показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять;
  • показывать только один большой палец отдельно;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;  кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
  • собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались); нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.

2. Формировать графический навык, для этого можно:

  • рисовать по точкам;  
  • рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);  
  • штриховать разными способами;
  • обводить контуры фигур.  

МАСТЕР - КЛАСС

Выполнение заданий на интерактивной доске – родителями. СD диск  «Занимательные уроки для подготовки к школе» (5 – 7), при разработке диска использовались методические рекомендации по дошкольному образованию Государственного Научно-Методического Центра Министерства Образования РФ. – Адалин, 2009 г.

НОД № 1

Цель: развитие процессов восприятия, памяти, внимания,  пространственного и логического мышления, мелкой моторики рук. Знакомство с индивидуальной, самостоятельной  работой на интерактивной доске.

Материал: интерактивная доска,  диск с программой.

  1. «Раскрась все треугольники на картинке»          - задание № 1 на интерактивной доске (ИД).

На экране предъявляются две картинки, составленные из геометрических фигур: дом и зайчик.

Задание: раскрасить на картинках только треугольники (выбор цвета по желанию). Чтобы выполнить задание надо воспользоваться кисточкой и красками.

У доски по очереди работают 6 детей.

  1. «Последовательность из двух элементов»   - задание № 2 (ИД).

Предъявляется ряд картинок (картинки только 2-х видов), расположенной в определенной последовательности (закономерности). Одной из картинок не хватает. Внизу предъявляется на выбор четыре различные картинки.

Задание: выбери из них ту, которая подходит на место недостающего элемента ряда. Выбор производится путем нажатия на нужную картинку.

Работает один ребенок.

  1.  «Раскрась бабочку по памяти» - задание № 3 (ИД).

На экране предъявляется на определенное время (около минуты) рисунок бабочки, крылышки, туловище и голова которой раскрашены в разные цвета. Задание: запомни, в какие цвета раскрашена бабочка. После этого на экране появится черно-белое изображение той же самой бабочки, которое необходимо раскрасить по памяти. Чтобы выполнить задание, надо воспользоваться кисточкой и карандашом. Кисточку необходимо «окунуть» в выбранный цвет, после чего она окрасится в него. Затем ей нужно закрасить нужный фрагмент бабочки, далее выбрать новый цвети закрасить следующую часть насекомого и т.д.

  1.  «Кубики» - задание № 4 (ИД).

Требуется раскрасить кубики  в соответствии с инструкцией данной в задании.

Чтобы выполн6ить упражнение, надо воспользоваться виртуальными кисточкой и красками. Кисточку необходимо «окунуть» в выбранный цвет, после чего она окрасится в него. Затем ей нужно закрасить подходящий кубик, далее выбрать новый цвети закрасить следующий кубик и т.д. Если задание выполнено правильно появится надпись «Правильно!».

Задание: Раскрась кубики так, чтобы зеленый был выше всех, а красный выше синего.

Работают по очереди 3 ребенка.

  1. «Коврики» - задание № 5 (ИД).

На экране изображены три одинаковых, по-разному повернутых коврика. Один из ковров полностью раскрашен.

Задание: ориентируясь на образец, раскрась два других коврика.

Чтобы выполнить задание надо воспользоваться виртуальными кисточкой и красками. Кисточку необходимо «окунуть» в выбранный цвет, после чего она окрасится в него. Затем ей нужно закрасить подходящий фрагмент коврика, далее выбрать новый цвет и закрасить следующий фрагмент и т.д.

Работают по очереди 16 детей.

Анализ: чем мы сегодня с вами занимались? Что больше всего понравилось? Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, и я хочу подарить вам всем по красивой наклейке.        

 

   Уважаемые родители, возьмите за руку своего малыша, вместе поднимитесь по этим волшебным ступенькам вверх. Не забудьте прихватить с собой игру, хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим ребенком! Успехов Вам в пути!

Литература.

  1. Матюгин «Как развивать память и внимание ребёнка».
  2. Тихомирова «Развитие познавательной способностей детей».
  3. Узорова, Нефёдова «1000 упражнений для подготовки ребёнка к школе».
  4. Узорова, Нефёдова «350 управлений по подготовке ребёнка к школе».
  5. Урунтаева «Помоги принцу найти Золушку».
  6. «Формирование культуры работы за столом в дошкольном возрасте».
  7. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД, 2002; Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5–7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...

"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются важнейшие факторы формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе, а именно развитие познавательных психических процесс...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены два занятия педагога-психолога, предназначенные для детей подгогтовительной группы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется друим, это позволяет с...

Памятка для родителей « Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

В памятке даны рекомендации по развитию познавательной сферы дошкольников, представлены игры и упражнения по развитию памяти, внимания, мышления....

"Ступеньки" Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей....

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...