Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Развитие познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста»

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет.
  2. Рассказать о значении развивающих игр на интеллектуальное развитие детей.
  3. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности.

Ход семинара-практикума:

Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас. В следующем году все наши детки пойдут в школу.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

«ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас». 

Эрнст Легуев

- Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?

(Ответы родителей, их дополнение педагогом)

Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.

Познавательная процессы – процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.).

- Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено:

Кто сидел за столом?

Кто стоял около стола?

Какого цвета рубашка у Пятачка?

Что ел Винни Пух?

Что держал в руках Кролик?

(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).

В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).

Выходят два родителя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан -  деревянный кубик.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Для развития памяти можно организовать игры:

  • «Запомни картинки»,
  • «Повтори слова»,
  • «Что ты видел сегодня на улице?».  Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Игра «Запрещенное движение».

Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится. 

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления -наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Игра «Что снаружи, что внутри?»

Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.

Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. 

Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

 Для развития воображения можно организовать игры:

  • «Закорючки»,
  • «Продолжи рисунок»,
  • «Дорисуй картинку»,
  • «Сочиняем сказку сами»,
  • «Кляксография».

Проведение игр с родителями на развитие воображения:

Игра «Клякса»

Родителям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной  нарисованных образов.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

- Как развивать познавательные процессы  вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

  1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
  2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
  3. Научите детей брать на себя ответственность.
  4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
  5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
  6. Ценить индивидуальность своего ребенка.
  7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

Рефлексия «Ладошки» Родители на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось в семинаре, что нового узнали.

Все ладошки складываются в общее солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...

"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются важнейшие факторы формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе, а именно развитие познавательных психических процесс...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены два занятия педагога-психолога, предназначенные для детей подгогтовительной группы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется друим, это позволяет с...

Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Пояснительная записка.Большинство игр, представленных программой тематической направленности, можно включать в обучающие занятия с детьми. Например, игру «Найди пару», «Запомни свое место», «Найди пут...

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»

  Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принят...

"Ступеньки" Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...