Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.
консультация (подготовительная группа) по теме

Заводенко Любовь Николаевна

     "Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивочти - это семья: отношения к матери к отцу, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности". (В.А. Сухомлинский).

   Главенствующая роль  в социальном воспитании отводится семье. Но в настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. В связи с нестабильности экономики страны, незрелостьюобщественных институтов, искаженим представлений о морально-нравственных ценностях, наблюдается кризис семейного воспитания и нарушение передачи опыта семейного воспитания.

      Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений в жизни семьи. В содержании образовательного процесса мы включаем элементы народной культуры, знакомим с национальными традициями, обрядами и правилами поведения в семье, как компонента социального развития ребенка. Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности, передачи и дальнейшего развития им социо-культурного опыта, накопленнного человечеством.

      Мы рассматриваем три этапа формирования социальной компетентности у дошкольников старшего дошкольного возраста через раздел "Моя семья":

1. Определение отношения к родным;

2. систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях;

3. упорядочивание знаний детей по формированию социальной компетентности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc50.5 КБ
Файл poslovitsy_o_seme.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

«Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».

(В.А. Сухомлинский)

Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье. Семья - это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения: переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.

         Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства: что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

      В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации  в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.

      Хаос и неразбериха  в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи  между  поколениями.  Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы  не владеют традициями домашнего семейного воспитания.  В настоящее время в  молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой  несколько раз  жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков,  к «своим»  и  к «чужим» детям относятся по - разному.  Поэтому можно наблюдать  нарушение передачи  опыта семейного воспитания.  Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится  всё больше и больше из-за миграции населения.  Многие  молодые семьи  не состоят  в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей  выкручиваться совсем неблагородным способом.  Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье. За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев,  не с любовью  к детям, не для того чтобы передать опыт  семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.

 Последний экономический кризис  - ещё одна причина, которая отрицательно  сказалась  на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к  детям  всяческий интерес.

 Одно из модных проявлений современности - появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности  знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений. Результатом  такого воспитания  являются брошенные старики, увеличение  числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.

Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия. В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе,  меньше - об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

         Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.

Ребенок с самого начала развивается как социальное существо. Этот процесс многогранен. Он включает в себя присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье, Родине. Социальная действительность определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности.

Так что же такое социализация?

 В словаре современных терминов по социально-педагогической проблеме, которой дается в книге Е.П. Арнаутовой «В гостях у директора» Социализация - процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ценностей, умений, знаний, норм) ее индивидуальным членам.

 Вопросы приобщения ребенка к «социальному миру» рассматривали многие великие русские педагоги. Так К.Д. Ушинский считал, что «ребенок, родившийся у определенного (русского) народа, должен «впитать» в себя дух этого народа, стать его частью через познание культуры, быта, языка». Его идеи и высказывания нашли свое отражение у педагогов и психологов в современных методиках и пособиях. Так в пособии «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ» Е.В. Рылеева дает определение социального развития ребенка.

Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социо культурного опыта, накопленного человечеством.

 Она же указывает, что: Социальное развитие включает в себя:

 -   культурные навыки;

 -   специфические знания;

 -   знакомство с традициями, обрядами, правилами Семьи;

 - социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

О необходимости знакомства детей с традициями, обрядами, правилами как компонента социального развития говорится также в пособиях «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения» М.А. Викулина.

 

В своей практике в содержание образовательного процесса  мы стараемся включать элементы народной культуры, знакомим с национальными традициями. О важности правильно организованного воспитания ребенка в семье отмечают Г.А. Ренина, Р.Б. Стеркина («Общение в детском саду и семье», Педагогика, 1990 г.). «Опыт общения и взаимоотношений с родителями и близкими, приобретенный в семье, в значительной степени, определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни». И в этом нетрудно убедиться: в тех семьях, где утвердились отношения недоверия, бесчувствия, там вырастают дети не умеющие радоваться успехам других.

Этапы работы воспитателей в МБДОУ по формированию социальной компетентности у детей через раздел «Моя семья»:

  1. Определение отношения ребёнка к родным.

  1. Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.

  1. Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности.

  1. Этап Определение отношения ребёнка к родным.

Цель:   Обогащение впечатлений о семье, выявить отношение ребёнка к родным, закладывать основы заботливого отношения к близким.

Задачи:  Вызвать интерес к теме:

 - формировать представление о необходимости иметь имя, фамилию, историю возникновения имени у человека;  - обогатить знания детей о членах семьи, учить ориентироваться в родословных отношениях; -  развивать представление о возрасте людей;

 -  формировать представления детей об обязанностях каждого члена семьи;

 -  познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;

 -  развивать чувство гордости за свою семью.

Форма организации:

 Групповые, подгрупповые занятия; праздники;  беседы - общение.

Методы и приёмы: Детские игры, упражнения, творческие задания, рассматривание фотографий, иллюстраций, наблюдения за родителями и детьми.

 На первом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и семейные роли членов семьи по отношению к ребёнку. У ребёнка развивались  представления о членах своей семьи, о семьях своих сверстников, о том, как в семье заботятся, помогают друг другу, представления об интересах членов семьи (мама любит вязать, дедушка умеет мастерить).

           Одним из методов развития социального опыта детей - было создание семейных альбомов. Привлекали внимание детей к фотографиям сотрудников группы, сопровождаемые их рассказами о себе, своей семье, происхождении имени и фамилии.

2 этап. Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.

Цель: Стематизировать полученные знания, помочь осознать, что уважение к прошлому начинается с уважения к своим родителям, бабушкам, дедушкам, их традициям, увлечениям.

 Формировать привычку заботливого, чуткого отношения ко всем членам семьи.

Задачи: Углублять знания детей о своей семье.

 Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи.

 Вызвать интерес к традициям культуры, передающиеся из поколения в поколение.

 Воспитывать желание быть радушными гостеприимными хозяевами.

  Привлекать внимание детей к празднику - Дню защитников Отечества.

 Воспитывать в детях чувство гордости за своих родных, стремление подражать им.

Форма организации:  Групповые, подгрупповые занятия: викторины, беседы-разговор; комплексное занятие, праздник, КВН.

Методы и приемы:     Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, оформление стенда «Наши папы», чтение художественной  литературы, заучивание стихов, дидактические игры, речевые? На этом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом. Для этого использовали дидактическую игру «Кто ты?», в ходе которой выяснились родственные связи ребенка с другими членами семьи. Заполнение схемы генеалогического древа фотографиями своей семьи позволило выявить знания о своей родословной, родственных отношениях, учились прослеживать изменения людей со временем, определяя, когда было то или иное событие в семье, используя фотографии в беседах, задавали вопросы: Сколько взрослых? Сколько детей? Кто первый слева и т.д.? Кто самый старший? Кто самый младший?

 На данном этапе дети узнавали профессии родителей и других членов семьи (представления об этом на доступном для них уровне давали родители).

 3 этап. Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности.

Цель: Осуществление упорядочивания знаний и впечатлений по формированию социальной компетентности, выявление более сложных отношений, связей, для которых необходима способность предвидеть, понять, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке.

Задачи:   Воспитывать доброе, уважительное отношение ко всем женщинам своей семьи, чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку - маме. Учить понимать и осознавать основы взаимоотношений с родителями, близкими людьми.

 Закреплять навыки понимания основ взаимоотношений с родителями и другими членами семьи.

 Подвести к пониманию роли семьи в жизни человека, воспитании будущего гражданина.



Предварительный просмотр:

Русско-народные пословицы и поговорки о семье.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье — богатство.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Семейное согласие всего дороже.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Любовь братская крепче каменных стен.

Где любовь да совет — там горя нет.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Каков брат, такова и сестра.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Жизнь родителей в детях.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

Брат брата не выдаст.

Братская любовь крепче каменной стены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"

Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...

Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников

Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...

"Формирование социальной компетентности дошкольников"

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает  деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации ...

Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»

ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образова­тельных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные ...

Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"

Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...

Презентация в формате Powr Point Консультация для воспитателей на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию»

Презентация разбита на 2 части, т.к. ее размер больше 3МБПлан:Актуальность2. Теоритическая часть•Социализация•Семейная социализация•Роль семьи в социализации ребенка•Социальная ком...