Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»
проект по музыке (подготовительная группа) по теме

МБУ детский г. Тольятти Гая 8

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

В настоящее время в практике работы дошкольных образова­тельных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностные качества, определяющие успешность совместной деятельности, закладываются именно в этом возрасте. В любой деятельности важно уметь налаживать отношения с окружающи­ми людьми. И такие умения начинают складываться в дошкольный период. Я.Л. Коломинский, Л.С. Славина отмечают, что благопри­ятные отношения со сверстниками являются залогом адекватной самооценки и здорового эмоционального самочувствия ребенка, вследствие чего формируются положительные нравственные качества. Если отношения со сверстниками носят отрицательный характер, то это приводит к чувству неполноценности и формиро­ванию отрицательных черт личности, которые впоследствии трудно поддаются перевоспитанию.

Проблема межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми в дошкольном образовательном учреждении и в семье в последние два десятилетия интенсивно изучалось под руково­дством Т.А.Репиной (работы Т.В.Антоновой, В.А. Иванкова, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркина и др.).

Многочисленные работы, посвященные дошкольному возрас­ту, подчеркивают большое значение общения со сверстниками для развития личности ребенка. Из-за сложности, которую дети испытывают, устанавливая контакт, многие из них оказываются в изоляции.

В рамках компетентностно - ориентированного подхода к образованию особое место отводится формированию социальной компетентности у подрастающего поколения.

Социальная компетентность включает в себя три компонента:

Мотивационно - эмоциональный (отношение к другому челове­ку как к высшей ценности: проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия).

Когнитивный (познание другого человека, понимание его способностей, интересов, потребностей и т.д.).

Поведенческий (выбор адекватных ситуаций способов обще­ния, этически ценных образцов поведения).

Социально компетентный ребенок умеет:

  • попросить помощи и оказать ее;
  • уважает желания других людей;
  • умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; хорошо ориентируется в новой обстановке;
  • управляет своим поведением и способами общения;
  • может включиться в совмес­тную деятельность как со взрослыми, так и со сверстниками и т.д.

Компетентность рассматривается как результат образова­ния, выражающийся в овладении определенным набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия (О.В. Чуракова).

Его значение состоит в том, что:

 - овладевая каким-либо способом деятельности, ребенок получает опыт присвоения деятельности;

 - формируется персональный «ресурсный пакет»; компетентности ценны как результат образования сами по себе - набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять ребенку оказываться адекватным типичным ситуациям.

В связи с этим проблема формирования социальной компетен­тности приобретает особую важность и требует разработки подходов к ее решению.

На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования социальной компетентности является музыкальная деятельность, в частности использование в работе коммуникативных танцев и игр в сочетании с мимическим и пантомимическим выражением ребенком образов, характеров.

 

2. Музыкальная деятельность как средство формирования социальной компетентности.

К рассмотрению практических аспектов формирования соци­альной компетентности у детей дошкольного возраста мы подошли с позиции использования музыкальной деятельности в качестве средства осуществления данного процесса, а конкретно, коммуникативных танцев, чья польза и ценность очевидны. Коммуникативные танцы-игры - это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования.

Источником данной идеи стала методика Елены Викторовны Горшковой «От жеста к танцу» в сочетании с «Коммуникативными танцами» Анны Иосифовны Бурениной.

Используя сочетание этих методик,  мы эффективно реализуем следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

В процессе работы нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре.

 

3. Проект

Цель – развитие социальной компетентности дошкольников посредством музыкальной деятельности.

Задачи - научить детей осмысливать образное содержание музыки, и воплощать его с использованием языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных).

По движе­ниям, их характеру, динамике, размаху, по осанке челове­ка можно судить о его эмоциональном состоянии, отноше­нии к окружающим, желании воздействовать на них, и даже о личностных свойствах. Т.е. каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, имеет некоторое зна­чение.

Тип проекта – практико-ориентированный.

Срок реализации – 2 года (долгосрочный)

Методы  и приемы:

- показ

- рассказ

- упражнения

- пояснения

- игра

- художественное слово

Принципы и подходы:

-доступность

-интеграция

-постепенность и последовательность

-систематичность

-преемственность

-мобильность

-индивидуальность

 

Оборудование:

Фортепиано,

 Музыкальный  центр

 

В своей работе мы реализуем мно­го знакомых игровых идей, которые уже используются в детском репертуаре. Но мы, опираясь на 2 методики (Елены Викторовны Горшковой «От жеста к танцу» и «Коммуникативные танцы» Анны Иосифовны Бурениной), сгруппировали и выстроили их в систему определенных моделей:

  • игры на перестроение («Веселые дети», «Игра с перестроениями» и др.),
  • танцы со сменой партнера («Веселые пары», «Озорные козлики» и др.);
  • сюжетные танцы-игры («Сапожники», «Танец с гусеницей» и т. д.);
  • игры – сцены («немое кино»).

 

Реализация

Занятия проводим с детьми 1 раз в неделю, 3 подгруппы по 20 минут.

На 1 этапе дети освоили простейшие упражнения и этюды, познакомились с обобщенно-образными «значениями» отдельных пантомимических и танце­вальных движений. При этом чаще всего мы сопоставляли два движения, противоположные по значениям, т.к. сравнение помогало детям лучше осознать их смысл и разли­чия в выполнении. («Прошу – не надо», «Поссорились – помирились», «Давай дружить – не буду», «Ласка» и др.)

На этом этапе мы широко использовали метод показа взрослым того или иного «про­живаемого» мимического выражения в сочетании с соответст­вующей данному настроению пантомимикой (пластикой всей позы и характера выполнения жеста).

Действуя по подража­нию мимическим движениям взрослого, дети воспроизводили образец более точно, чем по детальной словесной инструкции. 

Используя метод словесного анализа движения, мы выявляли зависимость его выразительности от способа выполнения. Все это по­могало детям осмысленно овладевать языком движений.

Мы не просто выполняли движения с детьми, а придумывали к ним сюжет и снимали «Немое кино».

1 упр. «Встретились» - Вы гуляете, на улице тепло, светит солнышко, а ваш друг сидит дома и грустит. Вы его зовете гулять, т.к. вместе веселее.

2 упр. «Прошу – не надо» Вы играете с другом, и вам нужна кукла – вы просите дать ее вам, а друг предлагают взять машинку, которая вам не нужна.

3 упр. «Пошепчемся» Надо сообщить другу одну страшную новость, и одну радостную.

4 упр. «Поссорились – помирились». Вы позвали друга поиграть с вами, но в процессе игры не поделили игрушку и рассердились. Но т.к. одному играть скучно – решили снова помириться.

5 упр. «Ласка» Твоя подружка подвернула ногу, ей очень больно, ее надо утешить.

6 упр. «Давай дружить – не буду!»

 

На данный момент мы находимся на 1 стадии 2 этапа – осваиваем коммуникативные танцы, учимся осмысленно, артистично их исполнять. Ведется работа над «пространственными положениями и перемещениями» и быстрой непринужденной сменой партнеров.

Принципиальная особенность нашей идеи заключается в том, что работа над выразительностью испол­нения начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее, сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. Ра­зумеется, в этом случае не приходится рассчитывать на то, что с первых же попыток дети смогут выполнять движение в полной мере выразительно, но важно, чтобы они с самого начала стремились к этому.

На данном этапе мы используем несколько методов:

  • Выразительный показ движений, танце­вальных композиций (педагогом или ребенком), что задает на­глядный образец исполнения, формирует у детей представ­ление о правильном способе выполнения движений.
  • Словес­ные пояснения, уточнения, которые помогают детям осознавать зна­чения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
  • Образный рассказ, побуждающий детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует разви­тию у них фантазии, воображения.
  • Простейший анализ музыки, ее выразительных особенностей позво­ляет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поис­ку дополнительных выразительных танцевальных средств.

На данном этапе работы мы используем наиболее популярную форму коммуникативных музыкальных игр - танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям.

Работая таким образом, мы достигли следующих результатов. Диагностика сформированности социальных компетентностей  у дошкольника выявила:

  1. Показатель умения понимать эмоциональное состояние сверстника вырос на  15  %;
  2.  Показатель умения принимать участие в коллективных делах – на     10%.
  3. Показатель умения соотносить свои желания с интересами других – на   12 %.

 

А музыкальная диагностика (Груздовой И.В.), проводимая в конце года,  выявила, что уровень развития музыкальных способностей детей этой группы значительно вырос по сравнению с детьми других групп, в частности подготовительной. (Особенно по разделу Музыкально-ритмические движения).

 

Далее мы планируем направить работу на развитие коммуникативных навыков в процессе распределения ролей, выбора движений и мимики персонажей, в придумывании их взаимодействий, и на обучение приемам образного перевоплощения на материале развернутых танцевальных спектаклей по мотивам русских народных сказок («Репка» и «Колобок»).

В качестве подготовки к ним можно предло­жить детям некоторые этюды по отдельным образам. Эти этюды могут быть двух планов. Одни исполняются на программную музыку, передающую характер того или иного персонажа. В них детям предлагается представить себя в оп­ределенном образе и найти для его воплощения соответству­ющую выразительную пластику (используя, главным обра­зом, изобразительные приемы, пантомимические движения.

В других этюдах дается задание представить и показать, как «звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы испол­нить танцевальные движения в характере того или иного пер­сонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность и непово­ротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бес­шабашность и т. п. При этом к каждому образу подбирается плясовая народная мелодия соответствующего характера. Здесь педагог побуждает детей не только к образному пере­воплощению, но и поиску дополнительных выразительных средств, «придумыванию» новых плясовых движений.

Методика работы с этими этюдами состоит в следующем. Сначала дети слушают музыкальное произведение и опреде­ляют, «про кого рассказывает музыка»: называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Здесь педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы заранее может придумать он сам или их можно составить на занятии из разрозненных предположений детей о содержании музыки.

Групповое исполнение детьми этюда в «сотворчестве» (со сверстниками или педагогом) чередуется с индивидуальны­ми попытками, которые предлагаются особо выразительным исполнителям или тем, кто придумал интересное новое дви­жение, или просто желающим. «Зрители» высказывают свои впечатления о сольных выступлениях. При этом следует по­буждать их обращать внимание на зависимость выразитель­ности от способов выполнения движений, замечать ориги­нальность исполнителей (если это имеет место), оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом. В свою очередь педагог тоже отмечает удачные, даже самые малень­кие, находки детей, а также деликатно корректирует ошиб­ки, несоответствие исполнения заданному характеру. Работа над танцевальной сказкой также начинается с вос­приятия всего музыкального произведения. Такое разверну­тое восприятие музыки можно провести как самостоятель­ное (дополнительное) занятие. По музыкальным темам, вы­разительным интонациям детям предлагается догадаться о появлении и действиях персонажей сказки.

Далее идет серия занятий, каждое из которых можно по­святить одному—двум образам. Работа над каждым образом проводится так же, как в этюдах, с той разницей, что здесь не дается образный рассказ (если сюжет сказки известен де­тям). Образная речь используется при анализе характера персонажа, особенностей его пластики. Это активизирует детскую фантазию и помогает найти яркие выразительные движения. На таких занятиях все дети исполняют один и тот же образ, и вместе, в «сотворчестве», пытаются найти спосо­бы его музыкально-пластического воплощения.

Наконец, разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями. На этой стадии работы над развернутым танцеваль­ным спектаклем важно дать понять детям, что успех всего спектакля зависит от стараний каждого участника, что не­точность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей непоправимо портит общий танец.

 

По окончании проекта, деятельность в данном направлении может быть продолжена.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и апробированный проект по формированию  технических и изобразительно – выразительных умений старших дошкольников средствами детского дизайна,  может быть рекомендован к использованию в практике работы дошкольных учреждений.

Автор: музыкальный руководитель Логинова Юлия Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_kompetentnostyam.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Введение. Актуальность.

2. Музыкальная деятельность как средство формирования социальной компетентности.

3. Проект

4. Приложение 1.  Фотоматериалы 1 этапа проекта.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностные качества, определяющие успешность совместной деятельности, закладываются именно в этом возрасте. В любой деятельности важно уметь налаживать отношения с окружающими людьми. И такие умения начинают складываться в дошкольный период. Я.Л. Коломинский, Л.С. Славина отмечают, что благоприятные отношения со сверстниками являются залогом адекватной самооценки и здорового эмоционального самочувствия ребенка, вследствие чего формируются положительные нравственные качества. Если отношения со сверстниками носят отрицательный характер, то это приводит к чувству неполноценности и формированию отрицательных черт личности, которые впоследствии трудно поддаются перевоспитанию.

Проблема межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми в дошкольном образовательном учреждении и в семье в последние два десятилетия интенсивно изучалось под руководством Т.А.Репиной (работы Т.В.Антоновой, В.А. Иванкова, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркина и др.).

Многочисленные работы, посвященные дошкольному возрасту, подчеркивают большое значение общения со сверстниками для развития личности ребенка. Из-за сложности, которую дети испытывают, устанавливая контакт, многие из них оказываются в изоляции.

В рамках компетентностно - ориентированного подхода к образованию особое место отводится формированию социальной компетентности у подрастающего поколения.

Социальная компетентность включает в себя три компонента:

Мотивационно - эмоциональный (отношение к другому человеку как к высшей ценности: проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия).

Когнитивный (познание другого человека, понимание его способностей, интересов, потребностей и т.д.).

Поведенческий (выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения).

Социально компетентный ребенок умеет:

  • попросить помощи и оказать ее;
  • уважает желания других людей;
  • умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; хорошо ориентируется в новой обстановке;
  • управляет своим поведением и способами общения;
  • может включиться в совместную деятельность как со взрослыми, так и со сверстниками и т.д.

Компетентность рассматривается как результат образования, выражающийся в овладении определенным набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия (О.В. Чуракова).

Его значение состоит в том, что:

 - овладевая каким-либо способом деятельности, ребенок получает опыт присвоения деятельности;

 - формируется персональный «ресурсный пакет»; компетентности ценны как результат образования сами по себе - набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять ребенку оказываться адекватным типичным ситуациям.

В связи с этим проблема формирования социальной компетентности приобретает особую важность и требует разработки подходов к ее решению.

На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования социальной компетентности является музыкальная деятельность, в частности использование в работе коммуникативных танцев и игр в сочетании с мимическим и пантомимическим выражением ребенком образов, характеров.

2. Музыкальная деятельность как средство формирования социальной компетентности.

К рассмотрению практических аспектов формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста мы подошли с позиции использования музыкальной деятельности в качестве средства осуществления данного процесса, а конкретно, коммуникативных танцев, чья польза и ценность очевидны. Коммуникативные танцы-игры - это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования.

Источником данной идеи стала методика Елены Викторовны Горшковой «От жеста к танцу» в сочетании с «Коммуникативными танцами» Анны Иосифовны Бурениной.

Используя сочетание этих методик,  мы эффективно реализуем следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

В процессе работы нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре.

3. Проект

Цель – развитие социальной компетентности дошкольников посредством музыкальной деятельности.

Задачи - научить детей осмысливать образное содержание музыки, и воплощать его с использованием языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных).

По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим, желании воздействовать на них, и даже о личностных свойствах. Т.е. каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, имеет некоторое значение.

Тип проекта – практико-ориентированный.

Срок реализации – 2 года (долгосрочный).

Методы  и приемы:

- показ

- рассказ

- упражнения

- пояснения

- игра

- художественное слово

Принципы и подходы:

-доступность

-интеграция

-постепенность и последовательность

-систематичность

-преемственность

-мобильность

-индивидуальность

Оборудование:

Фортепиано,

 Музыкальный  центр

В своей работе мы реализуем много знакомых игровых идей, которые уже используются в детском репертуаре. Но мы, опираясь на 2 методики (Елены Викторовны Горшковой «От жеста к танцу» и «Коммуникативные танцы» Анны Иосифовны Бурениной), сгруппировали и выстроили их в систему определенных моделей:

  • игры на перестроение («Веселые дети», «Игра с перестроениями» и др.),
  • танцы со сменой партнера («Веселые пары», «Озорные козлики» и др.);
  • сюжетные танцы-игры («Сапожники», «Танец с гусеницей» и т. д.);
  • игры – сцены («немое кино»).

Реализация

Занятия проводим с детьми 1 раз в неделю, 3 подгруппы по 20 минут.

На 1 этапе дети освоили простейшие упражнения и этюды, познакомились с обобщенно-образными «значениями» отдельных пантомимических и танцевальных движений. При этом чаще всего мы сопоставляли два движения, противоположные по значениям, т.к. сравнение помогало детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении. («Прошу – не надо», «Поссорились – помирились», «Давай дружить – не буду», «Ласка» и др.)

На этом этапе мы широко использовали метод показа взрослым того или иного «проживаемого» мимического выражения в сочетании с соответствующей данному настроению пантомимикой (пластикой всей позы и характера выполнения жеста).

Действуя по подражанию мимическим движениям взрослого, дети воспроизводили образец более точно, чем по детальной словесной инструкции.  

Используя метод словесного анализа движения, мы выявляли зависимость его выразительности от способа выполнения. Все это помогало детям осмысленно овладевать языком движений.

Мы не просто выполняли движения с детьми, а придумывали к ним сюжет и снимали «Немое кино».

1 упр. «Встретились» - Вы гуляете, на улице тепло, светит солнышко, а ваш друг сидит дома и грустит. Вы его зовете гулять, т.к. вместе веселее.

2 упр. «Прошу – не надо» Вы играете с другом, и вам нужна кукла – вы просите дать ее вам, а друг предлагают взять машинку, которая вам не нужна.

3 упр. «Пошепчемся» Надо сообщить другу одну страшную новость, и одну радостную.

4 упр. «Поссорились – помирились». Вы позвали друга поиграть с вами, но в процессе игры не поделили игрушку и рассердились. Но т.к. одному играть скучно – решили снова помириться.

5 упр. «Ласка» Твоя подружка подвернула ногу, ей очень больно, ее надо утешить.

6 упр. «Давай дружить – не буду!»

На данный момент мы находимся на 1 стадии 2 этапа – осваиваем коммуникативные танцы, учимся осмысленно, артистично их исполнять. Ведется работа над «пространственными положениями и перемещениями» и быстрой непринужденной сменой партнеров.

Принципиальная особенность нашей идеи заключается в том, что работа над выразительностью исполнения начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее, сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. Разумеется, в этом случае не приходится рассчитывать на то, что с первых же попыток дети смогут выполнять движение в полной мере выразительно, но важно, чтобы они с самого начала стремились к этому.

На данном этапе мы используем несколько методов:

  • Выразительный показ движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком), что задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
  • Словесные пояснения, уточнения, которые помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
  • Образный рассказ, побуждающий детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии, воображения.
  • Простейший анализ музыки, ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

На данном этапе работы мы используем наиболее популярную форму коммуникативных музыкальных игр - танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям.

Работая таким образом, мы достигли следующих результатов. Диагностика сформированности социальных компетентностей  у дошкольника выявила:

  1. Показатель умения понимать эмоциональное состояние сверстника вырос на  15  %;
  2.  Показатель умения принимать участие в коллективных делах – на     10%.
  3. Показатель умения соотносить свои желания с интересами других – на   12 %.

А музыкальная диагностика (Груздовой И.В.), проводимая в конце года,  выявила, что уровень развития музыкальных способностей детей этой группы значительно вырос по сравнению с детьми других групп, в частности подготовительной. (Особенно по разделу Музыкально-ритмические движения).

Далее мы планируем направить работу на развитие коммуникативных навыков в процессе распределения ролей, выбора движений и мимики персонажей, в придумывании их взаимодействий, и на обучение приемам образного перевоплощения на материале развернутых танцевальных спектаклей по мотивам русских народных сказок («Репка» и «Колобок»).

В качестве подготовки к ним можно предложить детям некоторые этюды по отдельным образам. Эти этюды могут быть двух планов. Одни исполняются на программную музыку, передающую характер того или иного персонажа. В них детям предлагается представить себя в определенном образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику (используя, главным образом, изобразительные приемы, пантомимические движения.

В других этюдах дается задание представить и показать, как «звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и т. п. При этом к каждому образу подбирается плясовая народная мелодия соответствующего характера. Здесь педагог побуждает детей не только к образному перевоплощению, но и поиску дополнительных выразительных средств, «придумыванию» новых плясовых движений.

Методика работы с этими этюдами состоит в следующем. Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют, «про кого рассказывает музыка»: называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Здесь педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы заранее может придумать он сам или их можно составить на занятии из разрозненных предположений детей о содержании музыки.

Групповое исполнение детьми этюда в «сотворчестве» (со сверстниками или педагогом) чередуется с индивидуальными попытками, которые предлагаются особо выразительным исполнителям или тем, кто придумал интересное новое движение, или просто желающим. «Зрители» высказывают свои впечатления о сольных выступлениях. При этом следует побуждать их обращать внимание на зависимость выразительности от способов выполнения движений, замечать оригинальность исполнителей (если это имеет место), оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом. В свою очередь педагог тоже отмечает удачные, даже самые маленькие, находки детей, а также деликатно корректирует ошибки, несоответствие исполнения заданному характеру. Работа над танцевальной сказкой также начинается с восприятия всего музыкального произведения. Такое развернутое восприятие музыки можно провести как самостоятельное (дополнительное) занятие. По музыкальным темам, выразительным интонациям детям предлагается догадаться о появлении и действиях персонажей сказки.

Далее идет серия занятий, каждое из которых можно посвятить одному—двум образам. Работа над каждым образом проводится так же, как в этюдах, с той разницей, что здесь не дается образный рассказ (если сюжет сказки известен детям). Образная речь используется при анализе характера персонажа, особенностей его пластики. Это активизирует детскую фантазию и помогает найти яркие выразительные движения. На таких занятиях все дети исполняют один и тот же образ, и вместе, в «сотворчестве», пытаются найти способы его музыкально-пластического воплощения.

Наконец, разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями. На этой стадии работы над развернутым танцевальным спектаклем важно дать понять детям, что успех всего спектакля зависит от стараний каждого участника, что неточность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей непоправимо портит общий танец.

По окончании проекта, деятельность в данном направлении может быть продолжена.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и апробированный проект по формированию  технических и изобразительно – выразительных умений старших дошкольников средствами детского дизайна,  может быть рекомендован к использованию в практике работы дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"

Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...

"Метод проекта как средство формирование социальной компетентности "

Формирование основ социальной компетентности дошкольника через проектную деятельность в детском саду...

Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

Методическая разработка на тему:«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГО...

Презентация в формате Powr Point Консультация для воспитателей на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию»

Презентация разбита на 2 части, т.к. ее размер больше 3МБПлан:Актуальность2. Теоритическая часть•Социализация•Семейная социализация•Роль семьи в социализации ребенка•Социальная ком...

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»Подготовила воспитатель: Кузнецова С.П. Дошкольный возраст – важный ...

Педагогическое исследование по теме: "Формирование социальной и коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе волонтерской деятельности"

Итоговая аттестационная работапо программе профессиональной переподготовки«Дошкольное образование:реализация государственной программы«Десятилетие детства»»...

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...