Характеристика модулей дидактического набора "Дары Фребеля"
консультация на тему

Мандыбура Наталия Александровна

Детальное рассмотрение образовательных целей и развивающих задач всех модулей, составляющих учебно-методическое пособие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. 

Модуль 1: «Шерстяные мячики».

знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:

  1. мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;
  2. с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».

Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 2 месяцев. Ребенок изучает цвета, стимулирует тактильные ощущения, знакомится с движением. Он хватает и толкает мячик, наблюдает за траекторией, познает возможности собственного тела.

Модуль 2: «Основные тела»

Комплект из шара, цилиндра и кубика. Этот набор вводит новые геометрические тела, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.

 знакомство  с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Второй «дар» - шар, кубик и цилиндр. Второй игрушкой ребенка Ф.Фребель называет шар, обосновывая свой выбор тем, что он является «противоположностью мягкому мячу». Игры с мячом и шаром похожи, но свойства последнего – твердость и увесистость требуют от ребенка большей силы и лучшей сноровки. Шар, как и мяч, через игру развивает наблюдательность, воображение, воспитывает характер ребенка «при том незаметно для него самого», также способствует физическому развитию.

Следующая игрушка, предмет для игры, по мнению педагога, должен иметь «...качества одинаковые с соответствующими качествами шара, вместе с... противоположными качествами». Поэтому куб и должен быть третьим «развивающе-воспитательным другом детских игр». Кубик вводит ребенка к пониманию формы, величины, числа.

Применяя закон посредничества, Ф.Фребель рекомендует цилиндр как следующую игрушку. В этой игрушке он видит свойства шара - движение и кубика -неподвижность. Игрушку, которая имеет форму цилиндра, педагог называет «цилиндр».

Начало игр с шаром и кубиком по Ф. Фребелю приходится на вторую половину первого года жизни ребенка. Игры с этим «даром» должны быть направлены на то, чтобы ребенок понял разницу между шаром и кубом. Разницу педагог видит в том, что шар при всех видах движения видится нам, как предмет неизменный, кубик же при различных движениях и поворотах производит разное впечатление (развитие проекционного видения ребенка). Эти два первых «дара» рассматриваются Ф. Фребелем как средства-заменители для изображения ребенком других предметов.

Модуль 3 «Куб из кубиков»

Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.

Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.

Третьим фребелевским «даром» для детских игр был кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Ф.Фребель советовал начинать играть им в период от 1-го до 3-х лет. Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной. Ребенок начинает исследовать кубик, деля его на части, и строя из частей различные формы, в которых иногда можно увидеть предметы окружающего мира. Задача воспитателя – сопровождать построение ребенком предмета небольшим рассказом. Постепенное разделение кубика на разное количество частей знакомит ребенка с числом. Части кубика можно рассматривать в отношении к форме, величине, положению относительно других частей целого, сочетания частей.

Чтобы ребенок не терял ощущения единства и целостности при построении различных форм, педагог требует использования всех восьми кубиков. Ф. Фребель советует «предоставлять ребенку как можно большую свободу изображения». Воспитатель может брать на себя роль вдохновителя для ребенка в построении предметов.

Модуль 4 «Куб из брусков»

Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.

понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.

развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

Четвертый «дар» - кубик, разделенный на восемь брусков. Все, что ребенок мог построить с помощью элементов предыдущего «дара», Ф. Фребель называл преимущественно изображением массы и изображением тел. Результатом игры ребенка с четвертым «даром» являются изображения плоскостной и линейной протяженности на горизонтальной плоскости в вертикальном направлении. Здесь также рассматриваются отношения формы и величины, появляются новые факты для наблюдения - равновесия и распространенного движения.

Модуль 5 «Кубики и призмы»

27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.

Знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с  объемными  формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.

знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие  пространственного  мышления; развитие воображения.

Кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три - по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент - деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Включает цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние, прямоугольные равнобедренные, тупоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние) и квадратики.

Изучение различных плоскостных геометр.фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Обводим квадратики разной величины карандашом. Считаем стороны углы и стороны.  Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Модуль 8 «Палочки»

Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме.  Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие). Логическое мышление. Часть и целое. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих способностей и творческого воображения. Развитие речевых способностей.

Модуль10  «Фишки»

Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного материала.  Последовательность действий. Выкладывание по образцу.

Модуль 11 «Цветные тела».

 Тренировка мелкой моторики(в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки( с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. Форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполн. Задания по образцу, по заданному алгоритму.

Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».

Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.

Модуль 13 «Башенки»

Закрепление названий геометр. Фигур.  Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между  - способствует развитию пространст. Мышления.

Модуль 14. «Арки и цифры».

Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.

Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего).

В своих книгах немецкий педагог формулирует правила, по которым следует проводить игры со строительным материалом:

  1. Игра должна быть свободной.
  2. Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом - разделенного на части. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.
  3. Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.
  4. В процессе строительства используется весь материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.
  5. Ребенок может играть с материалом только одного дара: «Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры».
  6. При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» «..должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении»; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.
  7. Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры.
  8. Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, включительно до четвертого, тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх».

Начиная с третьего «дара», Ф. Фребель предлагает три вида игр: создание «форм жизни», «форм красоты», «познавательных форм». Эту деятельность он «высмотрел», наблюдая за самостоятельными играми детей: «Если окинуть взглядом формы детских построений и соединений, не обращая внимания на то, что они сразу же будут разобраны и разрушены, то на большем количестве их можно распознать»: «формы жизни», которые соответствуют объектам окружающего мира ребенка; «формы красоты» - сочетание, приводящие к единому образу; «формы познания» - сочетания и изображения как результат сравнений по форме, величине, положению. В рамках предложенных Ф. Фребелем игор основной деятельностью с материалами «даров» определяется конструкторская деятельность. Она предусматривает обучение детей действиям наглядного моделирования, что является специфическим средством мышления ребенка дошкольного возраста, а действия наглядного моделирования являются основными познавательными способностями дошкольника в области мышления.

Расширив знания детей о геометрических фигурах, немецкий педагог продолжает настаивать на важности поддержания и развития действия ребенка по замещению.

Из наблюдений за детьми Ф. Фребель делает выводы о том, что ребенок должен моделировать «формы жизни» в пределах всех «даров», что состоит из следующих этапов:

  1. визуальное обследование «дара» как целого;
  2. свободная игра ребенка с «даром» до тех пор, пока воспитатель не использует благоприятный момент для вхождения в детскую игру или ребенок пригласит его сам;
  3. помощь ребенку в осмыслении того, что он построил (то есть, дается название построенному, связывается с предметным и социальным окружением ребенка, определяется значение предмета в реальном мире);
  4. побуждение ребенка к самостоятельному созданию тех предметов, которых он еще не строил;
  5. строительство с участием и по подсказке взрослого;
  6. строительство по образцу;
  7. строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами. Например, вокруг круглой площадки построить скамейки, обращенные в средину.

Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фребеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона.

Ф. Фребель отмечает, что период складывания и раскладывания элементов «дара» будет длительным. Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры.

Переход от этапа к этапу в методике Ф. Фребеля должен иметь характер «благоприятного момента». Например, случайное сочетание ребенком кубиков, что приводит к строению, которое может служить моделью предмета из окружающей среды ребенка. Такая ситуация может быть толчком для перехода к третьему этапу в игре с «даром». Детей подводят к определению назначения каждой детали предмета, модель которого конструируется.

Например, создается модель беседки. «Беседку нужно построить для того, чтобы...», «Она должна быть такой, чтобы...», «Для этого нужно (расположить материал)...», «Нужно в беседке сделать крышу для того, чтобы...», «Нужно сделать двери для того, чтобы...»

Таким образом, ребенок учится самостоятельно ставить цель, которую сам достигает. Но цель (в данном случае - построить беседку) ребенком осуществляется поэтапно и осмысленно, в процессе ее достижения она разбивается на ряд целей.

Итак, Ф. Фребель ведет ребенка путем развития от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. Связывая каждую модель, созданную ребенком, с его предметным и социальным окружением путем рассказа или напоминания ребенку определенных жизненных ситуаций, воспитатель формирует у него системные знания об окружающей действительности.

Значительное место в занятиях с дарами Ф. Фребель отводит такому приему моделирования, как «перестроения», которое педагог еще называет «переменой». Этот прием заключается в перемещении фигур в рамках построенной модели с целью получения модели другого предмета или этого же, но с другими качествами или свойствами, что может обозначаться понятием «трансформация».

Ф. Фребель рекомендует применять его во всех видах занятий, начиная с третьего дара. Особенно широко Ф. Фребель применяет прием трансформации в создании «форм красоты». Нужно отметить, что для облегчения осуществления ребенком перемещения фигур, немецкий педагог, начиная с четвертого дара, рекомендует это делать в специально расчерченной на квадраты поверхности (стол, доска, бумажное полотно). Сторона квадрата равна большей стороне колонки (элемента данного «дара»). Цель такой поверхности - помочь ребенку при движении фигур выдержать симметрию, расстояние, форму.

Рассмотрев и проанализировав «формы красоты» всех даров, можно выделить такие общие правила их построения:

  1. Для ознакомления ребенка или детей с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент. Удачным моментом может считаться случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты».
  2. Воспитатель пробуждает у ребенке мотивацию к игре, приглашая «заставить» кубики «танцевать». После серии преобразований для кубиков обязательный «отдых», чтобы ребенок успел осмотреть и полюбоваться своим творением.
  3. Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра.
  4. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

«Формы познания». Именно на демонстрации этих форм ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями: названия фигур, понятий, характеризующих пространственное расположение, понятия целого и части, различные взаимоотношения - материала и формы, формы и величины, величины и положения, формы и положения.

Ф. Фребель замечает, что было бы целесообразно в рамках «дара» начать ознакомление с «форм познания», но для маленьких детей нужно все-таки начинать с «форм жизни», потом переходить к «формам познания» и на конец - к «формам красоты». Такая последовательность, выведена педагогом из собственных наблюдений за детскими играми с материалами «дара». Ведь «формы жизни» дети больше всего строят потому, что они есть в опыте их повседневной жизни. Другие виды форм требуют создания дополнительных мысленных образов, приобретаемых ребенком во время различных конструкторских действий с фигурами (элементами «даров») .

Использование «Даров» в нашей практике помогает нам развивать творческое воображение детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальном взаимодействии. Кроме того, мы приобщаем к деятельности не только детей, но и их семьи. Так, недавно нами было проведено родительское собрание в нетрадиционной форме, где педагогами был проведен мастер-класс в форме игры-конструирования с использованием даров фребеля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в STEM-образовании: образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» для педагогов

Методические рекомендации в STEM-образовании: образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» для педагогов.Использование дидакического материала "Дары Ф. Фребеля" в ра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цилиндром как формой познания» Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»

В данном конспекте я постаралась раскрыть возможности использования материала "Дидактическая система Фребеля" в детском саду: соединить задачи по ФЭМП в средней группе с задачами STEM-образо...

мастер-класс для воспитателей "Дидактическая система Фребеля как первая ступень реализации STEM-технологии"

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Технология STEM образования. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусст...

«Развитее предпосылок инженерного мышления детей второй младшей группы через использование дидактической системы Фребеля».

Зачатки инженерного мышления необходимы ребёнку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают таки...

STEM-образование. Образовательный модуль "Дидактическая система Ф. Фрёбеля"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30393313","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]   Целью данного образовательного модуля является формирование естественно-н...