Сказки и их психологическое значение
статья на тему

Егорова Елена Юрьевна

Статья о силе воздействия сказки на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dekabr_2017_v_portfolio.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки и их психологическое значение

В чем сила сказки? Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Почему они существуют так долго? Нас, современных людей, и древние народы, которые начали сочинять сказки, объединяет устройство психики. Ребенок обожает сказки в период наиболее интенсивного развития в дошкольном возрасте. Малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на внутренний мир детей. Метафоры и образы – это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем в обычном разговоре. Сказки действуют на людей по-разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей. Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе очень важные идеи.

Мир, в котором мы живем, - живой. Животные, птицы, растения, рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает. Есть добро, и есть зло. Добро всегда побеждает. Самое ценное дается через испытание. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и проявлять терпение. Существуют дополнительные волшебные силы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и развивает самостоятельность. Сказки разнообразны, как и наша жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или правильно научиться вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки. Дети до 5 лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных. Они в доступной форме передают малышам жизненный опыт («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза» и т.д.). Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. Бытовые сказки освещают особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла, поэтому могут быть полезны для подростков. Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности, реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

Сказки учат! Они показывают возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, демонстрирует, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что иногда нужно быть смелым и использовать силу: достать меч и победить дракона. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это не что иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти ресурс. Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть сказка дает возможность учиться на чужих ошибках. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом. Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Так и малыш превращается во взрослого человека. Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, то вернет это добро сторицей вам и окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическое значение цвета."

В материале показано, как, по выбору цвета, взрослый может понять эмоциональное состояние ребёнка....

Консультация для родителей "Сказки и их психологическое значение" (старшая группа)

СКАЗКИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕКонсультация для родителейЦель: помочь родителям осознать значимость сказки в жизни ребенка.Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырас...

Методическая разработка по работе с родителями на тему: «Сказки и их психологическое значение»

Обращаю внимание родителей на то, как сказки влияют на психическое развитие детей, на  внутренний мир ребенка. Через них ребенок получает больше информации, чем в обычном разговоре. Слушая, перес...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Психологическое значение сказок»

Консультация для родителей«Психологическое значение сказок»Сказки всегда были самым эффек­тивным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение н...

Игра - это серьезно: психологическое значение игры для детей

Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются пра...

Сказки и их психологическое значение

Консультация для родителей...