Консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей 2-ой группы раннего возраста
консультация на тему

Материал содержит советы родителям по развитию сенсорных способностей детей 2-х лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей 2-ой группы раннего возраста

 Консультация 1 «Знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький»

 

  Давайте попробуем научить малыша разбираться в понятиях «больше» и «меньше», правильно ими оперировать и применять в повседневной жизни. Постичь эту науку ему помогут специальные занятия.

Специально знакомить ребенка с понятиями «большой» и «маленький» иногда нет смысла, ведь эти слова ему знакомы, они то и дело мелькают в разговоре родителей. А то, что папа у нас большой, а кроха – маленький, знает каждый уважающий себя карапуз, ведь как иначе мотивировать родителей носить себя на руках?

   Если такие занятия нужны ребенку, то сначала проводить их лучше  сравнивая одинаковые знакомые малышу предметы, например: большой и маленький мячики или кубики, разных по размеру кукол или машинки. Хорошо запоминается то что ребенок может потрогать, например : большая кружка папы и маленькая детская чашечка, большая мамина кофта и маленькая кофточка малыша легко создадут в понимании малыша необходимую картину.

   После объяснения обязательно в качестве закрепления понятий «большой»-«маленький» задавайте малышу наводящие вопросы: «Покажи, какая у нас тут коробочка самая маленькая?», а также попросите его принести и дать вам самый большой мячик или самую большую машинку из всех, которые есть у ребенка.

   Изучив окружающие нас предметы дома, можно приступать к занятиям на улице. Во время прогулки с ребенком, обратите его внимание на деревья: вот это старое и развесистое зеленое дерево – большое, а юное деревце возле него – маленькое.

Сравнивать на прогулке можно все, что попадется на глаза: большие и маленькие лужи, палочки, камешки, цветочки, птиц(воробья и голубя). Если вы взяли с собой на прогулку игрушечную машинку, обязательно обратите внимание ребенка на автомобили, которые едут по дороге: «Твоя игрушечная машинка - маленькая, а такой же, но только настоящий автомобиль, который едет по дороге – большой». Оба понятия можно выделять голосом и специальными жестами: называя большие предметы говорить басом, как большой мишка, и поднимать руки высоко вверх, показывая их величину, а обозначая маленькие предметы, наоборот, опускать руки к земле или показывать их небольшой размер пальчиками, и называть предмет «голосом мышки», пищать.

   Когда ребенок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: «больше», «меньше», «самый большой» и «самый маленький». Отличным пособием в этом случае будет русская народная сказка «Три медведя», в ней как раз замечательно рассказывается об этих понятиях.

   Доступным подспорьем для изучения понятий «больше», «меньше» может служить простая пирамидка. На ее колечках легко объяснить малышу понятие размера. Не страшно, если кроха не сразу самостоятельно определит, какое из колечек будет самым большим или самым маленьким. Даже если он будет делать это вместе со взрослым – нужная информация у него в голове все равно отложится.

   Также для изучения понятий «большой» и «маленький» хорошо проводить занятия с пластилином. Сначала слепите с малышом две одинаковые фигурки, затем одну из них увеличьте, чтобы она стала в два раза больше другой и спросите у ребенка, какая из фигурок большая, а какая маленькая. Малыш ответил правильно? Переделайте фигурки, сотворив из большой маленькую и наоборот. Еще раз спросите у ребенка, где какая фигурка, какая больше, какая меньше, и если малыш все назвал правильно, значит урок усвоен, если же он не показывает необходимые фигурки, назовите их сами. Нужно, чтобы эти понятия закрепились в пассивном словаре малыша, в дальнейшем он будет использовать их сам.

   Еще один вариант игры-помощницы – матрешка или разноцветные пластиковые  формочки, вкладывающиеся одна в другую (пасочки).     

Играть с матрешками очень увлекательно, ведь только что матрешка была большая, и раз – она уже маленькая! Пластиковые пасочки замечательно входят одна в другую, малыш может накрывать маленькую большой, и пытаться сделать наоборот, тем самым эмпирическим путем осознавая различия между предметами разного размера. Выставив в ряд, друг за другом все пасочки или всех матрешек, ребенку будет легче  понять какая больше или меньше всех.

   Магистр психологии Наталья Карабута советует: «Для закрепления понятий «больше» и «меньше» отличной находкой будет провести дома театральное представление по мотивам сказки «Три медведя». Для этого возьмите трех мягких игрушечных мишек разных размеров и постройте им три берлоги (большую, поменьше и  маленькую). Во время представления «кормите» мишек

из тарелок разной величины и «поите» из чашек разного размера, мишки могут играть с большой и маленькой машинками, «собирать» большую и маленькую пирамидки и «угощаться» большими и маленькими печеньями, тут нет ограничений для творчества и фантазии».

  Еще один доступный родителям прием – аппликация. Вырежьте из бумаги любые  разноцветные фигурки разных размеров и вместе с ребенком наклеивайте их га лист картона, например с одной сторон все большие фигурки, а с другой – все маленькие. Во время работы с аппликацией малыша можно легко познакомить с понятием цвета, и выбирать не просто большие и маленькие фигурки, а еще и учитывать то, что они должны быть именно красного или синего ( а может быть желтого или зеленого) цвета.

   В вопросе изучения понятий «больше» и «меньше» также поможет специальная детская литература, например большие иллюстрированные книги, где малыш впервые на картинке сможет увидеть большого слона и маленькую птичку колибри, высокую Эйфелеву башню и маленький домик гнома, высокого жирафа и его новорожденного малыша. Да и сами книги могут служить подспорьем для закрепления понятий «большой» - «маленький», так как они могут быть разного формата.

   Понятия «больше» и «меньше» - отличный старт для обучения малыша, ведь впереди его ждет еще много интересных и полезных открытий.

 Консультация 2«Геометрия для малышей: как выучить фигуры»
Сегодня мы поговорим об увлекательнейшей теме – геометрии для малышей. По нормам к 2 годам ребёнок должен знать 3 геометрических фигуры – это квадрат, круг и треугольник. К 3-м годам количество узнаваемых фигур увеличивается до 6-7. Добавляются овал, прямоугольник, ромб и высший пилотаж – трапеция. Как научить ребёнка их различать?
Изучаем геометрические фигуры.
   С самых ранних лет используйте в разговоре с ребёнком такие понятия как круглый (мяч), квадратный (табурет), овальный (стол) и т.д. Данный метод особенно эффективно работает, когда ребёнок видит несколько предметов с одинаковым названием, но разной формы и ему нужно выбрать один конкретный предмет. Делать это нужно ненавязчиво. Например, накрывая на стол можно попросить ребёнка дать Вам квадратную тарелку. Или перед сном предложить принести почитать круглую книжку. Вначале, когда ребёнок ещё не умеет самостоятельно определять формы и теряется перед кучей книжек покажите ему какая из них круглая.
  Следующий этап (1,5-2 года) – вырезаем из цветного картона фигуры квадрат, круг и треугольник 3-5 штук каждой, все одного цвета (чтобы цвет не отвлекал)  и играем с ребёнком в игру «Собери фигуры», т.е. хаотично раскладываем фигуры на столе и просим ребёнка собрать все кружочки, затем квадраты и т.д. При необходимости помогаем ему. Если ребёнок справляется с заданием легко, то снова вырезаем из картона те же фигуры, но уже разных цветов. Берите для начала 4 основных цвета – красный, жёлтый, синий и зелёный. И снова играем в ту же игру.
  Бывает, что разный цвет фигур сбивает ребёнка, помогите ему, уточнив задание: «Собери кружочки всех цветов: и жёлтые, и красные, и синие, и зелёные». Когда ребёнок начинает легко справляться с заданием, добавляем фигуры разных размеров и используем в игре фигуры разного цвета и разного размера.
После 2-х лет, если ребёнок хорошо усвоил все вышеперечисленные навыки, можно добавлять новые фигуры – овал, прямоугольник, ромб и по желанию – трапецию. После этого переходим к следующему этапу.
  Если ребёнок хорошо владеет цветами и размером, то можно усложнить игру – просить собрать определённые фигуры конкретного цвета, например жёлтые треугольники. Или конкретного размера – маленькие кружочки.
  И верхом мастерства для Вашего ребёнка будет успешное выполнение задания из 3-х составляющих: собрать определённые фигуры, конкретного цвета и размера. Например, синие большие треугольники или красные маленькие овалы.
  Самое главное не спешите, переходите к следующему этапу только тогда, когда видите, что ребёнок легко справляется с заданием сам.
Учимся разделять предмет на фигуры. Пространственное воображение.
 
После 2-х лет у ребёнка начинает формироваться воображение. Ребёнок начинает видеть в различных очертаниях тот или иной образ. В этом возрасте ребёнок может запросто сказать Вам, что вот этот странной формы узор похож на лягушку или собаку. И действительно, приглядевшись, Вы найдёте это сходство.
  Используйте данный период для развития пространственного воображения. Обсуждайте с ребёнком на какие фигуры похож тот или иной предмет. С помощью цветных карандашей, красок или аппликации из цветной бумаги «превращайте» обычный прямоугольник в замечательную картину, кружочки и овалы – в милую кошку, а из прямоугольника и треугольников «постройте» космическую ракету.
  Выкладывайте из вырезанных цветных картонных фигур различные предметы: домики, машины, корабли и просто красивые узоры.
  Акцентируйте внимание ребёнка на том, какую форму имеет та или иная часть предмета – что кузов у грузовика прямоугольный, колёса – круглые, а крыша у домика треугольная.
Развиваем объёмное мышление.
 
Все родители знают, что маленькие дети просто обожают прятаться «в» и «под» различные объёмные предметы. Куда только они не залезут: в коробки и шкафы, под кровати и столы, строят домики и «штабики» из стульев и покрывал. Не ворчите, а наоборот, поощряйте эти игры. Такие акробатическо-строительные занятия развивают у ребёнка объёмное мышление. Доказано, что дети, которым родители запрещают играть в такие игры сталкиваются в дальнейшем с трудностями в школе при изучении объёмной геометрии.
Дело в том, что сидя, например, в домике ребёнок воспринимает объёмность предмета изнутри, осознаёт тот факт, что у предмета есть внутреннее пространство.
  Любая игра, подчёркивающая объёмность предмета добавит плюсик к развитию объёмного мышления Вашего ребёнка. Например, игра «Игрушечные прятки». Вы прячете несколько игрушек, а ребёнок их ищет. А затем наоборот. Главное – прятать игрушки в «правильные» места: шкафы, коробки, кастрюли, в закрывающийся кузов машины и т.д. Для маленьких детей оставляйте «подсказки» – высунутая из шкафа лапка у зайчика или выглядывающая из кастрюли голова любимого мишки.
  Купите развивающую логическую игрушку-вкладыш в которой нужно вставлять различные фигурки в соответствующие вырезы.
  Стройте из кубиков. Обязательно используйте конструктор – это вообще универсальная развивающая игрушка. Игра с конструктором развивает у ребёнка мелкую моторику и координацию движений, цветовое восприятие и логическое мышление, фантазию и конечно пространственно-объёмное мышление
 

Консультация 3  «Игры для развития тактильных ощущений

         Сенсорное развитие – это развитие чувств и восприятий человека (вкуса, цвета, звука, запахов…) У маленьких детей  сенсорные способности задействуются довольно активно, ведь малыш так внимательно изучает мир. Ученые  говорят, что детишки, у которых хорошо развиты сенсорные способности, лучше учатся в школе. В общем, навык этот без сомнения нужный и важный. 
    Мы предлагаем игры на развитие тактильных ощущений, которые можно проводить с ребенком дома. Эти игры не требуют больших материальных затрат. Проводить их можно,  используя подручные материалы, которые найдутся у любой хозяйки. Местом проведения  может служить комната в доме, дачный участок или место отдыха на  природе. Гладкое или шершавое, холодное или горячее, отличия вещей на ощупь - и другие сенсорные игры для двухлеток в нашей подборке.
1.
По травке
Сделайте для ребенка специальный альбом для развития тактильных ощущений. В альбоме на каждой страничке  наклейте  кусочек ткани: бархат, шелк, ситец, мех и даже сетку от комаров. 
Но развивать нужно не только чувствительность ручек, но и ножек. Летом можно бегать по травке, по песочку, у реки по глине. 
Старайтесь  выбирать место для игры с таким расчетом, чтобы можно было испытать больше ощущений. Например, у пруда на даче походите сначала по глине, потом по песочку, а потом по травке. Каждый раз я рассказывайте малышу: 
- Липкая, вязкая, скользкая ой-ой (я чуть-чуть подталкивайте кроху, чтобы он почувствовал,  но обязательно поддерживайте  его,  чтобы она не упал) – это глина. А вот теплый песочек, поедем по нему, как на лыжах ( старайтесь скользить по песку). А теперь побежим по мягкой травке, ах как приятно! 
Сейчас, когда на дворе осень и уже скоро зима, на улице босиком не походишь. Поэтому  ходите  то по ковру, то по паркету , то по меху ( можно постелить, например, дубленку), то по манке или гречке ( рассыпьте их на клеенке). 
Чей поцелуй?
Еще одна игра для развития тактильных ощущений. Мы берем мягкую игрушку, ребристый шарик и шелковый платок (в принципе, чем больше разных по фактуре предметов, тем лучше). 
Сначала трогаем все предметы, изучаем,  обязательно нужно сказать,  что  игрушка мягкая, шарик колючий, платочек нежный. Потом ребенок  закрывает глаза, а взрослый  проводит то игрушкой, то платочком, то шариком по руке (ноге, спинке…) и спрашивает: 
- Кто тебя поцеловал? 
Ребенок  открывает глаза и угадывает, каким предметом  к нему прикасалась. 
Что внутри?
Для игры понадобится несколько воздушных шариков (парное число). Надувать их не надо: внутрь кладем наполнители, разные на ощупь. Например, в два шарика гречку, в два муку, в два фасоль, в два наливаем воду. Все шарики завязываем ниточками. 
Все эти наполнители кладем в тарелочки и ставим их перед малышом. Перед началом игры нужно потрогать наполнители в тарелочках. А потом найти парные шарики (два с манкой, два с водой и так далее). 

Дразнилки
Взрослый  показывает  разные рожицы, а малыш  повторяет: хмурит брови, надувает щеки, округляет или щурит глаза… 
Потом мы добавляем и движения: взмахи ногами, руками, прыжки…Эта игра никогда детям не надоест!  Это в общем-то и понятно. Обычно малышу  говорят, что дразниться или показывать язык не хорошо, а в этой игре можно и даже нужно. 
Холодно-тепло
 Чтобы  объяснить ребенку, что такое горячо или холодно, можно поиграть  в такую игру. 
В миcочку  налить  теплую воду, а из холодильника достать лед и дать кубик крохе  в руку. 
- Ой-ой, как холодно, - комментирует  взрослый  и забирает кусочек льда. 
Затем опускает ручку ребенка в мисочку с водой: 
- А вот сейчас хорошо, тепло. 
Пальчиком  прикоснуться к горячей кастрюле и отдернуть  руку: 
- Ух, горячо! 
Потом спросить  у малыша : 
- Где холодно?      А где горячо?  -   ребенок должен показать.
Хитрый фрукт
На столе раскладываем фрукты: банан, яблоко, грушу, мандарин, сливу. Смотрим на них и запоминаем. 
Потом все фрукты я сложить в плотный мешочек. Взрослый называет предмет, а ребенок должен на ощупь его найти и вытащить. 

Консультация 4. «Сенсорная коробка. Зачем, когда и как играть?»

 Каждый родитель старается выбрать ребенку яркую, навороченную игрушку, которая надолго увлечет и заинтересует ребенка, развивающая воображение и мелкую моторику, да к тому же еще и недорогая была... А в жизни ребенок поиграет 10 мин и все...Что же делать, спрашивают родители? Выход есть - будем создавать сенсорную коробочку

Что нам даст эта "коробка"? Зачем она моему ребенку?

     Возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства. Помните: " Ум ребенка находится на кончиках его пальцев." Поэтому важно дать ребенку все пощупать, потрогать, рассмотреть. Если эту потребность в познании не удовлетворять, то ребенок исследует мир по своим правилам - но Вам это вряд ли понравится. Как часто можно услышать жалобы на оторванные обои, погрызанные провода

     Лучше создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Но при этом маленький человечек будет в безопасности и ценные вещи в доме тоже.

Для детей 3-6 лет сенсорная коробочка поможет:

  • обогатить словарный запас и ввести некоторые новые слова (скользкий, шершавый, вязкий, пушистый и др.) или сравнения, чтобы выразить ощущения (чувствуешь, как…);
  • изучить математику: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание;
  • изучить цвета, формы, текстуры;
  • управлять своими эмоциями, успокаивает;
  • научит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей;
  • справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
  • обеспечит бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Возможность для ролевых игр.
  • в ходе игры с ребенком можно проиграть различные жизненные ситуации,узнать его трудности и проблемы, которые он не может словесно выразить (адаптация в садике, обижают во дворе, обида на кого из членов семьи).

Что из себя представляет сенсорная коробка?

Сенсорная коробочка (sensory box, sensory tub) - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами, специальные домашние песочницы, и даже песочницы с крышками, деревянные домашние песочницы, готовые игровые наборы - песочницы и надувные песочницы. При выборе наполнителя необходимо ориентироваться в первую очередь на возраст малыша и тематику коробки. Вот несколько примеров: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; бобы, красная и зеленая чечевица; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие; мука; галька, мелкие камушки; лед; вода; блестки; нарезанная бумага; ватные шарики; крупы; орехи, жёлуди и другие природные материалы; аквагрунт (гидрогель).  Список можно продолжать очень долго. Как видите материалы очень разнообразные, есть в наличии в каждом доме.

Как играть?

Коробочка готова. Ребенок ждет с нетерпением. Но просто поставить перед ним и уйти не получится. Важно!  Осмотрите вместе с ребенком все предметы, опишите свойства(твердый/мягкий, большой/маленький, из какого материала сделан). Далее показываем как с предметами можно манипулировать. Например, ложечкой насыпать песок/манку в баночку, спрятать фасолину в манке потом найти ее.

Классификаций сенсорных коробок нет, так это творческий процесс как изготовления, так и использования. Чаще создают под определенную тему. Примеры по темам:

 - времена года. Во время прогулки можно собрать нужный природный материал. Такая коробочка поможет узнать/закрепить признаки каждого времени года, как одеваются люди, что в это время года делают, как ведут себя животные.
ферма/ зоопарк/  лесные жители. Понадобятся небольшие фигурки животных. Детям 3-4 лет достаточно узнавать животных и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам. Дети постарше должны знать, что ест каждое животное, какую пользу приносит.

транспорт. В этой теме узнаем/закрепляем знания для чего нужен транспорт, какой он бывает, чем отличается, из каких частей состоит, чем помогает людям.

 ощущенияЗапускаем руки сначала в коробочку с фасолью/горохом. Обсуждаем ощущения, какая на ощупь. Потом опускаем руки в манку. Какие здесь ощущения. Сравниваем разный материал. Пересыпаем, перебираем руками.

Важно! Несколько советов, чтобы Ваша игра прошла на ура!:

 - постелите под коробку ткань или клеенку. Ребенок (особенно малыш) может так заиграться, что не заметит как вышел за пределы коробки;

 -  ставьте коробку на большой стол или лучше на пол, чтобы ребенок мог с разных сторон подходить, выкладывать не нужные ему предметы. Ковры/ковролин и вообще все с высоким ворсом уберите подальше;

-  для таких игр подойдут мелкие игрушки из киндера или аналогов. Часто они продаются как сувениры или брелки;

 -  не выкладывайте сразу все игрушки. Лучше их менять. Каждый раз будет новое поле для игр;

 - если ребенок разбросал наполнитель или игрушки, это не повод кричать, а возможность научить убирать после себя, быть ответственным за свои игрушки. Кстати, собирать мелкие предметы и складывать в коробочку, тоже развитие мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-ой группы раннего возраста

Это подборка дидактических игр, которые можно использовать для развития сенсорных способностей детей от 1,5 до 2,5 лет....

Интегрированное занятие по сенсорному развитию детей в первой группе раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) тема: «прокати утят».

Интегрированное занятие по сенсорному развитию детей в первой группе раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)тема: «прокати утят».подготовила воспитатель: В.С. Сомова цель: учить детей разл...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «Снесла курочка яичко».

Мокосеева Лилия Анатольевнавоспитатель высшей квалификационной категорииМБДОУ«Теремок» Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:«Снесла ку...

Отчёт по самообразованию "Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста"

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение              «Детский сад комбинированного вида № 218&raq...

«Сенсорное развитие детей в игре». Группа раннего возраста

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть ...

Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания детей младшего возраста"

Главная задача педагога помочь детям в формировании сенсомоторных навыков. Создать более комфортные, психологически защищенные, для детей условия обучения и воспитания младших дошкольников в дошкольно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Важность сенсорного воспитание детей раннего возраста в домашних делах с родителями

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного...