Главные вкладки

    Консультация для родителей " Нарушение осанки у детей"
    консультация на тему

    Шичкина Галина Яковлевна

    В консультации указаны причины нарушения осанки у детей. Дан практический материал по её коррекции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narusheniya_osanki_u_doshkolnikov.docx23.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48»

    Копейского городского округа

    (МДОУ  «Детский сад № 48»)

    456652 Челябинская область, город Копейск,  ул. Луганская, д. 3 –А  Тел.8(35139)2-03

    Консультация

    «Нарушения осанки у дошкольников.

    Коррекционные упражнения, применяемые на занятиях по физической культуре»

    Подготовила

    инструктор по физической культуре

    МДОУ «ДС № 48»

    Шичкина Г. Я.

    2016 год

    В нашей стране на протяжении последних десятилетий сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки.

            

    Главные причины:

    • недостаточная двигательная активность,
    • несвоевременное оказание медицинской помощи, нерегулярная лечебно-профилактическая работа,
    • нарушение режима питания и отдыха в детском саду;
    • недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

    Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне; врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.

    Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7-летнем возрасте отличаются слабостью, что не способствует укреплению позвоночного столба. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников отмечаются функциональные нарушения осанки.

    К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.

    Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.

    Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.

    Стопа является опорой, фундаментом тела - его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказываемся на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка.

    Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.

    Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но, если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражены и тем более если они прогрессируют, надо идти к врачу.

    В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы, индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

    Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы

    Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

    Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

    «Веселый зоосад»

    1. «Танцующий верблюд»

    Им. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пола не отрывать).

    1. «Забавный медвежонок»

    И.п. - стоя на внешней стороне стопы, руки на поясе. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

    1. «Смеющийся сурок»

    И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3~4 - И.п.

    4.«Обезьянки-непоседы»

    И.п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и.п.

    5- «Резвые зайчата»

    И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

    Для каждого занятия выбирают три-пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т.д. - в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    Упражнения для выработки навыка правильной осанки

    И.п. - стоя спиной к стене.

    1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.
    2. 1.Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).
    3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).
    4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

    Те же упражнений на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

    1. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
    2. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.
    3. Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.
    4. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх.

    Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

    Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

    Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка.

    Всем остальным необходимо:

    • обеспечить условия для формирования правильной осанки;
    • знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
    • сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;
    • доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

    Упражнения на ощущение правильной осанки.

    Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения:

    1. И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
    2. И.п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
    3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

    Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

    Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Нарушение осанки у дошкольников"

    Осанка формируется после рождения ребенка в процессе его роста и развития, зависит от условий внешней среды. ...

    Консультация для родителей “ Нарушение осанки у детей дошкольного возраста и её профилактика”

    Осанка - это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста, когда ребенок ...

    Консультация для родителей "Нарушение осанки у дошкольников"

    Консультация для родителей "Нарушение осанки у дошкольников"  Осанка формируется после рождения ребенка в процессе его роста и развития, зависит от условий внешней среды. Различные дефекты о...

    Консультация для родителей "Нарушение осанки"

    Консультация для родителей "Нарушение осанки"...

    Консультация для родителей: "Нарушение осанки у детей дошкольного возраста"

    На что нужно обратить внимание родителям в домашних условиях, чтобы сохранить осанку детей....

    Консультация для родителей "Нарушение осанки"

    Чтобы знать,что такое нарушение осанки,нужно знать правила почему нарушается осанка.Если не принимать меры для исправления осанки начинает искривляться позвоночник.Всё это вредит здоровью ребёнка.Заме...

    Консультация для педагогов "Нарушение осанки у детей дошкольного возраста"

    Даны рекомендации  для педагогов по нарушению осанки у детей дошкольного возраста...