Что такое алалия?
консультация на тему

В статье описаны особенности развития детей с моторной алалией, Публикация поможет родителям спланировать дальнейшии действия , если они предполагают наличие у ребенка тяжелого нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alaliya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое алалия?

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни (до трех лет).  В большинстве случаев выделяется целый комплекс патологических факторов.

У ребенка с алалией весь процесс становления речи проходит в условиях нездорового состояния центральной нервной системы. Для детей с алалией характерно снижение речевой активности, речевой негативизм (нежелание говорить), постепеное отставание  в психическом и интеллектуальном развитиии.

При овладении речью у таких детей выявляются разнообразные затруднения:

- накопление словарного запаса идет очень медленно;

- фразу они строят с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается" (Мальчик катается на санках с горки);

- в произношении перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим;

- иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля гиля" (Девочка катается на лыжах).

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций.

  • При моторной алалии наблюдается симптомы неврологических нарушений различной степени выраженности: от единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств.
  • У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность.
  • Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, замедленность или расторможенность движений. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные.
  • Отмечается понижение моторной активности, нарушение равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.
  • У детей с алалией отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.).
  • В ряде случаев у детей-алаликов развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

Что же делать родителям?

Диагноз – моторная алалия очень серьезный, поэтому заниматься лечением алалии комплексно должны самые разные специалисты – психолог, логопед, дефектолог, педагог, невропатолог, психиатр.

При первом подозрении на алалию, Вам необходимо показать ребенка невропатологу и пройти с ним обследование, которое подтвердит или опровергнет данный диагноз. Это необходимо для оказания квалифицированной помощи Вашему ребенку. Ведь если будет неправильно поставлен диагноз, будет неправильно проведена коррекция. Поэтому необходимо как можно скорее обратиться к врачу и показать рекомендации учителю-логопеду.

Логопед составит для малыша индивидуальную коррекционную программу, объяснит родителям, как правильно играть в ту или иную игру, поможет подобрать полезные для малыша игры и пособия, которые должны быть в доме для ежедневных занятий, будет проводить 2-3 раза в неделю коррекционные занятия.

Дети с алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании. Многие из них нуждаются в массаже, лечебной гимнастике, ритмике. Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений.

Работа по развитию речи должна идти параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое. Вот примерные направления работы:

Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия

- учите ребенка соотносить предмет с его контурным изображением;

- учите составлять предмет и картинку из составных частей различного количества;

- учите различать звуки, определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, колокольчик);

- учите узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме.

Развитие  памяти

- учить запоминать в определенном порядке количество элементов на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.

Развитие мышления

- учите предметному обобщенинию по форме, цвету, величине – например: банан, лимон, желтые часы - все желтое (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое - не мое», «Раздели на группы»);

- учите располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: по размеру, по высоте, по длине, по насыщению цвета (от ярко-красного к розовому).

Помните, занятия с ребенком не должны носить характер выполнения уроков. Они должны проходить в свободной игровой форме.

Основное обязательное условие помощи ребенку – ежедневные систематические занятия!

Даже самый опытный специалист-логопед не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Если своевременно начать комплексную коррекционную работу, вести ее систематически, то возможна практически полная речевая реабилитация ребенка к 7-8 годам, что дает ему возможность посещать общеобразовательную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...