Цикл музыкальных занятий для адаптационного периода в ДОУ
методическая разработка (младшая группа) на тему
Упражнения представляют интерес для родителей и педагогов ДОУ для работы с детьми 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gluhova_muz_samoobrazovanie.docx | 79.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-психологические сопровождение детей в период адаптации к ДОУ |
Цикл занятий для адаптационного периода |
Составитель: Музыкальный руководитель Глухова А.Е. Пикалево 2016 г. |
Цикл занятий
Задачи:
- Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ на музыкальных занятиях.
- Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, разную по настроению.
- Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
- Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных правилах игры.
Занятия проводятся совместно с родителями.
Занятие № 1, 2.
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Поиграй с мамой:
Упражнение «Коза рогатая»(«Ах, вы сени» р.н.п.)
Идет коза рогатая, | Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка. |
Кто кашки не ест, | Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой. |
Упражнение «Стенка, стенка».
Стенка, стенка Потолок, Раз ступенька, Два ступенька, Дзынь – звонок. | Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой |
Лба | |
Потом подбородка | |
Места над верхней губой | |
И кончика носа малыша. |
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
Упражнение «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле | Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка. |
Чтобы мельницы мололи, | Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой. |
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. | Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются). |
3. Упражнение «Мы ногами топ!»(«Плясовая» А.Гедике)
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп | Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! | Руки на пояс – кружатся. |
4. Упражнение «Зайка серенький сидит!»(«Заинька» рус.нар.прибаутка)
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так | Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
5. Музыкальная игра «Зайчики и мишка».
Занятие № 3, 4.
Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?» и т.д.
Упражнение 2. Пропавшие ручки(«Прятки» Т.Ломовой»)
У меня пропали ручки | Спрятать руки за спину. |
Где вы, рученьки мои? | Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Показать руки. |
У меня пропали ножки. | Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!»(«Заинька» рус.нар.прибаутка)
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так | Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
Упражнение 5. «Бежит зайка» ( нар. муз. обр. З.Иорданского)
Бежит зайка по дорожке, У него устали ножки, Захотелось зайке спать… Выходи, тебе плясать! | Дети бегут по кругу, изображая зайчиков; На слова «Захотелось зайке спать» приседают, на последние два такта воспитатель надевает на кого-либо из детей шапочку и выводит в центр танцевать, можно вместе с мамой. |
Упражнение 5. «Зарядка для пальцев».
Пальцы делают зарядку, | Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки. |
Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.
Занятие № 5, 6.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет!
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.
Пение песенки «Кошка» Ан. Александрова.
Упражнение 3. «Зайка».
Заинька-зайка | Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку. |
Маленькая зайка | Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола. |
Длинные ушки | Дети приставляют ладошки к голове. |
Быстрые ножки | Побежали. |
Деток боишься | Дети обхватывают себя руками, изображая страх. |
Упражнение 4. «Поезд» Т.Суворова
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях; впереди – воспитатель.
- «Едет поезд». Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками – как «поезд».
- «Остановка». Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.
- Воспитатель говорит детям, что они приехали на цветочную поляну, где растут красивые цветы, и предлагает детям собирать цветы (показывает как).
- Воспитатель обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются за взрослым топающим шагом.
5. Самостоятельная деятельность. Детям и взрослым предлагаются шумовые музыкальные инструменты для совместной деятельности.
Занятие № 7,8.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. «Покажи отгадку».
Мордочка усатая, | Кошка |
Хвост пушистый, шерсть ярка, | Лиса |
Он в дупло засунул лапу | Медведь |
Заворчу, заурчу, | Самолет |
Летом в болоте вы ее найдете | Лягушка |
Кто зимой холодной | Волк |
Упражнение 3. «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара | Дети поднимают и опускают плечи. |
Смотрит влево, | Поворачивают корпус влево. |
Смотрит вправо, | Поворачивают корпус вправо. |
Смотрит вверх, | Поднимают голову вверх. |
Смотрит вниз, | Опускают голову. |
Чуть присела на карниз, | Выполняют легкие полуприседания. |
А с него свалилась вниз! | Резко приседают. |
Упражнение 4. «Пропавшие ручки»(«Прятки» Т.Ломовой»)
У меня пропали ручки | Спрятать руки за спину |
Где вы, рученьки мои? | Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Показать руки. |
У меня пропали ножки. | Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 5. «Ногами топ»(«Плясовая» А.Гедике)
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп | Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! | Руки на пояс – кружатся. |
Самостоятельная деятельность. Детям и родителям предлагаются игрушки для совместной игры.(музыкальное сопровождение
Список литературы
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
- Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – М.-Л., 1925.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М., 1959.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
- Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 1963.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М, 1947.
- Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии – 1971. – №6.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально-психологического процесса и проходит три этапа.
На первом – ознакомительном этапе – происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменениями старой среды (стадия «культурного шока»).
На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.
Для третьего этапа – действия – характерна успешность действий в новых условиях в сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.
Первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Именно на этом этапе у многих родителей при общении со своим ребенком начинают возникать проблемы, которые они связывают с капризностью и избалованностью малыша: не слушается, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию к другим детям. В быту эти проявления в поведении ребенка характеризуются как «неправильное воспитание», а в науке подобные состояния ребенка ученые связывают с особенностями материнско-детских отношений, обусловленными неправильным поведением матери. Поэтому оказание своевременной помощи родителям в преодолении этих первых трудностей во взаимоотношенияхсо своим ребенком, является важным направлением работы по взаимодействию педагогов с родителями.
Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, – это научить играть еговместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнера, заражают его эмоциями и настроениями. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние малышей. Эти особенности стали одной из причин построения цикла музыкально-психологических занятий для адаптационногопериода,где предусмотрено присутствие психолога, родителей, воспитателя и музыкального руководителя.
Занятия используются как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Цикл занятий рассчитан на один месяц (сентябрь). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-12 минут. Каждое занятие включает в себя: ритуал приветствия(для лучшего знакомства со всеми присутствующими, снятия эмоционального напряжения); двигательные упражнения с музыкальным сопровождением; пальчиковую гимнастику; имитационные упражнения;игры (музыкальные, сюжетные, подвижные); разучивание несложных песен; ритуал прощания.
Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогам и специалистам ДОУ занятия помогут завоевать симпатии детей, их доверие, а так же будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, установлению партнерских отношений с родителями.
Целью создания данного цикла явилось:
- Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы/ музыкального зала для успешной адаптации к условиям детского сада.
- Доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи со сверстниками, группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками.
Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач:
- Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ на музыкально-психологических занятиях.
- Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, разную по настроению.
- Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
- Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных правилах игры.
Данный цикл занятий способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные занятия в адаптационный период в группе раннего развития
Ребенок, входя с первых шагов в детский сад, испытывает колоссальную психическую нагрузку.Поэтому перед педагогами ДОУ самой первой и важной задачей является применение знаний и методов для боле...
Лекторий для родителей: " Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ".
Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка.Музыка в этот период используется как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.Тот, кто бли...
Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ
Консультации для родителей...
Консультация для родителей: «Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ».
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотно...
Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ.
Музыка в адаптационный период используется как фактор,улучшающий эмоциональное состояние и самочуствие ребёнка....
«Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ"
Статья музыкального руководителя Вакуленко Н.М. о налаживании контакта с детьми в адаптационный период с помощью музыки...
«Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ"
Статья музыкального руководителя Вакуленко Н.М. о налаживании контакта с детьми в адаптационный период с помощью музыки...