Конспект индивидуальной консультации с родителем по теме «Особенности применения пальчиковых игр как средства развития речи».
консультация (младшая группа) на тему

Бедушкина Елена Витальевна

В материале раскрыто значение пальчиковых игр для развития речи, основные принцыпы проведения игр, варианты пальчиковых игр на начальном этапе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnoy_konsultatsii_s_roditelem_po_teme.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуальной консультации с родителем по теме «Особенности применения пальчиковых игр                                                         как средства развития речи».


Описание: индивидуальная консультация направлена на повышение информированности родителей о спектре возможностей применения адаптивных технологий развития речи, путем применения пальчиковых игр в процессе воспитания ребенка. Консультация будет также полезна начинающим работникам дошкольных образовательных организаций, поскольку позволяет сформировать общее представление о сущности и значении пальчиковых игр в жизни детей раннего возраста.
Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей
Задачи:
- Расширение представлений родителей о значении и возможности применения пальчиковых игр как средства развития речи детей третьего года жизни;
- Расширение теоретических представлений о методах организации работы при проведении пальчиковых игр;
- Формирование практических навыков применения пальчиковых игр.
Предварительная работа. Наблюдение за развитием моторных способностей ребенка; беседы с медицинской сестрой, педагогом-психологом, физкультурным руководителем; анкетирование родителей девочки.
Оборудование: презентация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи», массажные мячики, массажный коврик из пуговиц, памятка «Проведение пальчиковых игр: принципы работы»

Содержание консультации:

Воспитатель: Развитие речи ребенка является одной из базовых и, одновременно, одной из самых сложных задач, которую необходимо решить в дошкольном возрасте. Не меньшее беспокойство вызывает у родителей и несвоевременное развитие некоторых физических навыков, моторных способностей. Многочисленные исследования показали, что существует прямая взаимосвязь между уровнем развития моторных способностей и формированием речи ребенка, поэтому важно обеспечить развитие мелкой моторики. Одним из основных способов организации указанной деятельности является проведение пальчиковых игр. 
Пальчиковые игры представляют собой особый вид игры, в который включены руки ребенка, такие игры носят развивающий характер. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Поскольку обследования ребенка психологом и медицинской сестрой не показали существенных отклонений в развитии, то мы рекомендуем Вам обеспечить применение в семейном досуге именно пальчиковых игр, которые будут стимулировать развитие как мелкой моторики, так и способствовать развитию речи Вашего ребенка.

А какие же основные правила проведения данного вида игр существуют? Результативность таких игр определяется качеством, техникой их проведения. Необходимо помнить о соблюдении фундаментальных принципов:


• Принцип доступности и учета возрастных и индивидуальных возможностей психики ребенка. 
•Принцип наглядности. 
• Принцип сознательности и познавательной активности (когда дети являются субъектами деятельности). 
• Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов коррекционно-развивающей работы. 
• Принцип постепенного усложнения (от простого к сложному) и поэтапности выполнения игр. 
• Принцип систематичности (ежедневно) и целенаправленной активизации потребности детей в освоении новых моторных актов. 
• Принцип прочности закрепления достигнутого в памяти детей на основе позитивного отношения и интереса к пальчиковым играм. 
Кроме того, необходимо выделить некоторые специфические принципы: 
• Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. 
• Принцип творческой направленности педагогического процесса. 
• Принцип свободы и самостоятельности деятельности. 
• Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное усвоение ребенком знаний, умений и навыков и использование их для решения творческих задач. 
Важно и то, что работа по развитию речи посредством проведения пальчиковых игр должна носить системный характер!
А какие же  виды игр мы бы рекомендовали на данном этапе?


      Исходя из перечисленных принципов и опираясь на данные диагностики речевого развития и развития мелкой моторики Вашего ребенка, могу предложить следующий комплекс несложных игр, которые обеспечат эффективное развитие способностей и будут способствовать организации радостного общения Вам и Вашего малыша:


Тук-тук-тук
- Тук-тук-тук. (Три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да. (Три хлопка в ладоши)
- Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда! (Три хлопка в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы)
Вышли пальцы погулять. (Делать фонарики)
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы)
В домик спрятались опять. (Сжать руки в кулак и спрятать за спину)
Кулачок
Как сожму я кулачок, (Сжимаем руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. (Ставим кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (Распрямляем кисть)
Положу на ножку. (Кладем руку на колено ладонью вверх)
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать, (Поочередно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик –прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Братиков не разбуди! (Большим пальцем грозят)
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора! (Сжимать и разжимать пальцы)
Снег
Как на горке снег, снег, (Показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег. (Двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (Показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег. (Двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь! (Пальчик ко рту, грозить пальчиком)


Постепенно этот комплекс можно расширить и дополнить. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при их проведении происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Важно обеспечить поэтапное освоение ребенком основных упражнений. И помните, что только системная работа может способствовать скорейшему достижению желаемого результата.

Здоровья Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по вопросу особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи

Консультация для родителей  по вопросу особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речиОписание: индивидуальная консультация направлена на повышение информированности...

Консультация для родителей на тему: «Лепка жгутиками из пластилина как средство развития мелкой моторики рук детей»

Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.Значимост...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»

В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...

Консультация для родителей на тему «Теневой театр как одно из средств развития речи детей»

Практический материал для родителей для создания домашнего теневого театра....

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

Мастер- класс направлен на то, чтобы показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, предоставить практические рекомендации по использованию игр и упр...