Консультация для воспитателей на тему:"Игры с логопедическими кубиками, как средство развития речи у дошкольников с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Седова

Материал будет полезен для воспитателей, родителей, учителей - логопедов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г. Пугачёва Саратовской области»

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп на тему:

«Игры с логопедическими кубиками, как средство развития речи у дошкольников с ОВЗ»

Выполнила: Седова Т. В.

учитель – логопед

Пугачев 2024 год

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих коррекционных технологий и методов. Чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо качественно организовывать логопедическую работу с воспитанниками и осуществлять грамотный отбор эффективных методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формирование всех компонентов речи ребенка – важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Детям с ОВЗ свойственны аграмматизмы, трудности в построении связного высказывания, нарушения фонематических процессов и звукопроизношения. Работа по формированию и развитию всех перечисленных компонентов речи порой монотонна и длительна, требует от дошкольника многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса. Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с кубиками.

Цель применения данного пособия: развитие речи дошкольников посредством использования логопедических кубиков, создание условий для активного его использования в коррекции речевых нарушений.

Задачи:

- активизировать основные движения артикуляционного аппарата;

-развивать фонематический слух;

-развивать внимание, память, мышление; - формировать лексико-грамматический строй речи; - закреплять обобщающие понятий; - автоматизировать звуки; - стимулировать познавательную и речевую активность дошкольников; - обогащать их словарный запас; - повышать уровень коммуникабельности детей при совместной работе; - развивать их коммуникативные навыки, навыки сотрудничества в игре, мелкую моторику; - воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.

Данная технология – использование логопедических кубиков – современное и доступное средство обучения, полностью отвечающее требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде логопедического кабинета:

- доступность – обеспечивает детскую активность;

- полифункциональность – технологию можно использовать в различных видах детской деятельности, в работе как со всей группой, так и с подгруппой, так и индивидуально;

- вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;

- насыщенность – соответствует возрастным особенностям детей.

Волшебный логопедический кубик «Настроение».

Цель: развитие мимической мускулатуры.

Вариант игры:

Ребенок бросает кубик и изображает с помощью мимики то настроение, картинка которого ему выпала. После этого передает кубик другому ребенку. Или все дети поочередно бросают кубик и вместе изображают разные настроения. Речевое сопровождение к игре: «мы умеем удивляться, мы умеем огорчаться, мы умеем обижаться, мы умеем улыбаться».

«Кубик ты скорей вращай Настроение передай».

Волшебные артикуляционные логопедические кубики.

Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата как подготовительный этап в постановке дефектных звуков.

Вариант игры:

Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, символ-картинка, которого выпал. Для достижения наибольшей эффективности на одном кубике компонуются артикуляционные упражнения на определенную группу звуков – для свистящих, шипящих или сонорных звуков. Например: «улыбочка», «заборчик», «горочка», «качели», «чистим зубки», «вкусное варенье» - кубик артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков. Применение логопедических кубиков в коррекционной работе можно сопровождать стихами. Например, озвучить, выпавший на кубике символ-картинку артикуляционного упражнения - «на качелях я качаюсь – вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз», «язык лопаткой положи, его края приподними, получилась чашечка, почти круглая она; в рот ее ты занеси и края к зубам прижми».

Волшебные логопедические кубики для построения предложений.

Цель: развитие связной речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование навыков согласования слов в предложении

Вариант игры:

В данной игре используется несколько кубиков. Игра может сопровождаться наводящими вопросами взрослого. Сначала ребенок выбирает предмет или объект (Кто или что это?), о котором будет рассказывать. Затем описывает действие (Что делает?), которое происходит с данным предметом. Далее дополняет предложение признаками в зависимости от содержания повествования (Какой? Какая? Какое?). Ребенок выбирает необходимую картинку-символ на кубике, как бы «записывая» предложение с помощью картинок-символов. Тут же формируется навык ориентировки в пространстве, выкладывания схемы слева направо.

Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка употребления предлогов в речи.

Цель: развитие грамматически правильной речи, формирование навыка употребления предлогов в речи, построения связного высказывания.

Вариант игры:

Ребенок бросает кубик и составляет словосочетание или предложение с тем предлогом, символ которого выпал на грани кубика. Либо подбирает нужный символ предлога к уже готовому словосочетанию или предложению с предлогом.

Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка звукового анализа - определения места заданного звука в слове.

Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка звуко-слогового анализа слов.

Вариант игры:

Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к звуко-слоговой схеме, которая выпала на грани кубика. Либо в другом варианте подбирают нужную звуко-слоговую схему к слову-картинке.

Волшебные логопедические кубики для формирования фонематического слуха – навыка подбора слов на заданный звук.

Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка подбора слов на заданный звук.

Вариант игры:

Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к символу звука, который выпал на грани кубика. Либо в другом варианте игры подбирают нужный символ к группе картинок на определенный звук.

Д/и. «Назови одним словом»

Цель: учить детей классифицировать предметы. Здесь на каждой грани куба подобраны картинки на классификацию предметов. Ребенок бросает куб, затем называет все изображенные предметы, которые находятся на выпавшей стороне и объединяет их одним понятием.

Д/и «Делим слова на слоги и строим дом»

Задача: упражнять детей в умении делить слова на слоги. Описание куба: на гранях куба наклеены прозрачные кармашки для размещения в них различных предметных картинок на определённый звук. Ход игры: Дети передают по цепочке куб, произнося считалку: «Встречу слово на дороге – Разобью его на слоги!». Ребёнок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, называет изображённый предмет, делит его на слоги. Затем строим дом из кубиков. Первый этаж – слово с одним слогом, второй этаж – два слога, третий - три слога, четвертый – четыре слога.

Д/и «Звуковой кубик»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Описание. Ребенок бросает кубик и произносит слова на закрепление автоматизируемого звука, а также можно задание на дифференциацию звуков. Например, красный куб слова со звуками е, ё, ю, я, а зеленый – звук ль. Разложи картинки по кубикам и назови их.

Д/и «Найди звук»

Цель: тренировать детей в определении первого (последнего) звука в слове.
Ход игры: ребенок подбрасывает кубик и называет слово, затем ребенок определяет первый (последний) звук или показывает букву на втором кубике, которая обозначает этот звук.

Д/и «Подбери слово к схеме»

Цель: тренировать детей в звуковом анализе и синтезе слова.
Ход игры: Ребенок передает кубик по кругу и говорит «Каждый звук мы назовѐм .

И словечко подберѐм»

выпадает схема, ребенок подбирает картинки к заданной звуковой схеме или придумывает слова.

Д/и « Считайка»


Цель: закрепление навыка согласования существительных, прилагательных, числительных в роде, числе и падеже.
Для игры используются два кубика - первый кубик с цветнымигеометрическими фигурами и кубик с цифрами.

«Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем»
Играющие бросают одновременно оба кубика, по выпавшим граням составляют короткое предложение с использованием числительного, соответствующего выпавшей цифре, прилагательного-цвета выпавшей фигуры (например: три синих квадрата)

Д/и «Подбери слова» на гранях картинки:

1. «Бегущий человечек» - надо подобрать «быстрое слово» (автомобиль, самолет, поезд, ракета, тигр и т. д.)

2. «Торт» - подобрать «сладкое» слово (конфета, зефир, мармелад, сахар и т. д.)

3. «Окно» - подобрать слово, где есть окна (вагон, дом, самолет, теплоход и т. д.)

4. «Смайлик» - подобрать «доброе» слово или вежливое слово.

5. «Ежик» - подобрать «колючие» слова (кактус, швейная игла, дикобраз и т. д.)

6. Задание подобрать «пушистое» слово (кролик, пух, котенок, подушка, снег и т. д.)

Д/и «Времена года»,

на гранях кубика – картинки времен года, а также (например) овощ и фрукт. Такой кубик помогает детям подбирать слова, относящиеся к тому или иному времени года, а также отрабатывать лексическую тему: «Овощи и фрукты» и другие лексические темы.

Д/и «Чей хвост».

Цель: образование притяжательных прилагательных

На гранях одного кубика изображены хвосты животных, на гранях второго кубика изображены животные. Ребенок бросает кубик с изображением хвостов и подбирает животное к выпавшему хвосту.

Д/и « Построй предложение по схеме»

Ребенок на схеме выкладывает кубики с изображением и проговаривает составленное предложение.

Д/и «Подбери кубик по цвету»

Ребенок подбирает буквы к заданному слову (выпадает на грани кубика) и раскладывает по цвету.

Д/и «Назови ласково»

«Кубик ты скорей вращай,

Да словечко приласкай».

Результативность игр с логопедическими кубиками заключается в том, что яркая, красочная и занимательная игра обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики, коммуникативных способностей.

Основываясь на опыте использования дидактических кубиков, можно сказать, что их систематическое использование оказало положительное влияние на развитие речи детей, мотивируя их к активной речевой деятельности. Пособия построены на наглядной основе и поэтому развивающая работа с детьми с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность стала более эффективной. Помимо речевых задач, пособия оказывают помощь в развитии логического мышления, творчества, воображения, в установлении причинно-следственных связей, волевых качеств, развитии крупной и мелкой моторики; в умении детей договариваться, работать в парах или подгруппах, развивают детскую инициативу и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".

Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...

Конспект индивидуальной консультации с родителем по теме «Особенности применения пальчиковых игр как средства развития речи».

В материале раскрыто значение пальчиковых игр для развития речи, основные принцыпы проведения игр, варианты пальчиковых игр на начальном этапе....

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»

В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...

Буклеты для родителей: «Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников».

Буклеты для родителей:«Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников»....

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»

laquo;Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». К.Д. Ушинский  Кинетический песок- потрясающий развивающий материал и  игрушка. Он настолько необычен, притягателен и у...