Как развивать речь ребёнка
консультация (старшая группа) на тему

Рябчикова Светлана Васильевна

    Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуля­ционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня разви­тия. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформи­рованный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в даль­нейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Одна­ко и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Речь ребёнка253 КБ
Microsoft Office document icon Анкета для родителей37 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

Важная роль в развитии речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слона, ребенок должен прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно родителям обращать внимание на роль слуха в развитии речи ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные па полную громкость радио, телевизор).

Берегите еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускайте чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучайте дышать через нос, предупреждайте хронический насморк.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки от других, различать близкие по звучанию слова.

Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести, например, к заиканию, неправильному формированию звуков – боковые шипящие, горловое произнесение звука р и др.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми ребенок часто общается. Важно в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, не «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литературного произношения (например, неправильное употребление ударения), в лексической неточности, грамматической неправильности.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, по при этом нередко допускают речевые ошибки. Не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки и т. п.), взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Необходимо обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать, интонационно правильно оформлял свою речь.

Наиболее  качественную  помощь своим детям  окажут те   родители,   которые   постараются   соблюдать  следующие   правила:

  • с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная

речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать  правильной   речью,   называйте  свои  действия,   предметы
домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом
почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за
вашей артикуляцией;

  • почаще берите ребенка на руки: вашему

ребенку необходим  постоянный телесный контакт с матерью;

  • поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет

разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать;

  • говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь

правильным  русским  языком,  не  переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;

  • уделяйте   ребенку   побольше   времени;   будьте   почаще   рядом   с

ребенком, в пределах его досягаемости;

  • каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте

своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас почитать;

не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же

книжку, которую особенно полюбил ваш малыш; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;

  • не   поправляйте   речь   ребенка,   просто   повторите  ту  же  фразу

правильно;

  • поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого

отвечайте на каждый детский вопрос;

  • не сравнивайте ребенка, ни с какими другими детьми.

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ

ТЕРЕМОК

Цель: развивать высоту голоса, тембр.

Ход игры.

  1. Посмотри на картинку. Ты, конечно, узнал, какая это сказка? Все герои сказки говорят разными голосами. (Взрослый изображает мышку, лягушку, ёжика, лису, волка, медведя.)

  1. Угадай, кто это говорит? (Взрослый изображает по очереди волка, лису и всех остальных животных, а ребёнок угадывает.)

  1. Теперь ты загадывай мне, а я буду отгадывать!  (Ребёнок по очереди изображает всех героев.)

ДОЖДИК

Цель:  упражнять в умении изменять темп речи в зависимости от содержания высказывания.

Была  тишина,  тишина,   тишина…         (Тихо, медленно.)

Вдруг  грохотом  грома  сменилась она!         (Громко, быстро.)

И  вот  уже  дождик  тихонько – ты слышишь?      (Тихо.)

Закрапал,  закрапал,  закрапал   по  крыше…      (Быстрее.)

Наверно,  сейчас  барабанить  он  станет…                 (Тихо, прислушиваясь.)

Уже   барабанит!  Уже  барабанит!         (Громко, весело.)  



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Динамика развития моторных функций

  1. Ф.И.О. родителя ________________________________________________
  2. Ф.И. ребенка      ________________________________________________
  3. Дата рождения ребенка __________________________________________
  4. Раннее физическое развитие:

начал держать голову ________  сидеть _______  ползать ______ ходить ______

  1. Речевое развитие:

гуление _______  лепет ________ первые слова ________ первая фраза _______

  1. Были ли расстройства:  

сосания _____________ глотания ____________  жевания _________________

  1. Навыки самообслуживания, испытывает ли моторную неловкость при:

застегивании пуговиц ______________ завязывании шнурков ________________

завязывании шарфа __________ во время еды ____________________________

  1. Испытывает ли ребенок моторную неловкость во время:

бега ____________ прыжков ___________ игры в мяч_____________________

  1. Любит ли ребенок:

рисовать ____________ лепить _____________ вырезать _________________

  1.  Какую еду предпочитает ребенок:

твердую (сухари, морковь, мясо и т.д.)__________ жидкую _________________

  1.  Какая рука у ребенка ведущая ___________________________________

Ребенок испытывает моторную неловкость во время бега, прыжков, игры в мяч, затрудняется застегивать пуговицы, завязывать шарф, не умеет завязывать шнурки. Не умеет держать правильно ложку во время еды, не аккуратно ест, не любит твердую пищу. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, у него слабо развита моторика кистей рук.

Можно предположить, что  ребенок имеет диагноз – дизартрия, возможно, ребенок имеет тяжелое нарушение речи (ОНР, ФФНР). При работе с таким ребенком могут возникнуть проблемы во время постановки  и автоматизации звуков. Для точной постановки речевого заключения необходимо полное логопедическое обследование. Однако, учитывая сведения, полученные при беседе с родителями, уже на данном этапе можно сделать вывод, что в индивидуальные занятия необходимо включать игры и упражнения для развития мелкой и общей моторики. Необходимо в беседе с родителями, порекомендовать какие игры упражнения можно проводить с ребенком в домашних условиях, развивать навыки самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать речь ребёнка в повседневной жизни

Материал в помощь родителям по развитию речи детей ...

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА НА ПРОГУЛКЕ, НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно....

Как развивать речь ребёнка во время прогулок

Беседа  со взрослыми  о пользе общения с детьми  во время прогулки....

Развивая моторику рук - развиваем речь ребёнка

     Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим:  руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все ...

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....

Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста.  Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/...