«Что такое детское словотворчество?»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что такое детское словотворчество?»
«…Взрослые никогда ничего не понимают сами,
а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»
Антуан де Сент-Экзюпери
Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет дошкольного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.
К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.
«У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка,… что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…»
К.И.Чуковский
Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота»- сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.
Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.
Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.
Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.
Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.
Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.
Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста
Доскажи словечко Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятие Ход игры: Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение Ра-ра-ра-ра - начинается (игра) Ры – ры –ры –ры – у меня в руках (шары) Ша-ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша) | Волшебные очки Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение. Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет ….. |
Волшебный бинокль Задачи: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей Ход игры: ведущий показывает волшебный бинокль, и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя через бинокль и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере. | Чудо - дерево Задачи: расширять оббьем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки. Ход игры: перед игрой необходимо прочитать сказку К.И.Чуковского «Чудо дерево», и объяснить, что на нашем чудо – дереве будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на чудо- дерево. И рассказывает, каким волшебным свойством может обладать данный предмет. |
Складки – загадки Задачи: учить внимательно, слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку (ходит по лесу хорек, хитрый маленький….) Бывает – не бывает Задачи: формирование семантических полей, расширить словарь антонимов, развивать творческие способности детей Ход игры: взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением | Слово заблудилось Задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова Ход игры: Взрослый читает стихи – небылицы, задача ребенка должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слово
Новые загадки Задачи: развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы. Ход игры: каждый игрок берет себе по 4 предметные картинки, с изображением животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загаданное животное. Выигрывает тот игрок, который первый отгадает загаданное животное
|
Шкатулка со сказками Задачи: развивать связную речь ребенка, творческое мышление Ход игры: ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают, кем или чем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, что бы дети каждый раз заканчивали свою историю | Чьи хвосты? Задачи: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу проснулись увидели, что куда то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «Чей хвост» |
Подбери словечко Задачи: учить отчетливо, произносить многосложные слова, развивать память, внимание Ход игры: Воспитатель произносить слово, задача детей подобрать слова, схожие по звучанию (кошка, ножка, ложка…) | Слова – ассоциации Задачи: развивать ассоциативное мышление, расширять словарный состав Ход игры: Ведущий называет какое - нибудь слово, задача игроков назвать слово, которое он представляет, когда его слышит (мед – пела –цветок) |
Чистоговорки Задачи: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию Ход игры: Ведущий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним (ра-ра-ра-ра –начинается игра) | Рифма Задачи: развивать логическое мышление, словарный запас детей дошкольного возраста Ход игры: Ребенок берет одну предметную картинку, и ищет к нему картинку, которая бы рифмовалась с данным словом. |
Четвертый лишний Задачи: развивать речевой слух, слуховую память Ход игры: Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза) | Аплодисменты Задачи: развивать слуховой слух детей Ход игры: Взрослый называет пару слов, если есть рифма, ребенок должен хлопнуть, если рифмы нет, то ребенок должен поднять ручки вверх. |
Поймай рифму Задачи: расширять словарный запас детей, умение подбирать рифму к заданному слову Ход игры: взрослый бросает ребенку мячик, и произносит слово, ребенок должен вернуть мяч, подобрав рифму к заданному слову. | Стихи- загадки Задачи: развивать наблюдательность и логическое мышление, способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей Ход игры: Ведущий называет, какое либо слово, дети должны придумать загадку, ответом на которую было бы это слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Что такое детская неотложка и чем она отличается от скорой помощи? "
Что такое детская неотложка и чем онаотличается от "скорой"? ØЧто такое ОКМПД? ØЧто такое "скорая помощь", или 03? ØЧем занимается ОКМПД? ØЧем занимается ССиНМП? ØВ ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».
"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....
Форум для родителей, будущих воспитанников ДОУ: «Что такое детский сад?»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким че...

Что такое дети? Что такое детский сад?
Что такое дети?Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.Дети, как ни странно, такж...

Проект "Что такое детский сад? Почему дети любят свой детский сад" (с детьми адаптационных групп)
В проекте используются элементы куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....


