Игра в жизни ребёнка .
консультация (старшая группа) на тему

Глазкова Надежда Николаевна

 Этот материал будет полезен воспитателям детского сада , а также его можно использовать в качестве консультации для родителей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_rebenka.docx193.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

«Игра  в жизни ребенка»

Вся жизнь — игра... Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть, хотя еще долгое время он не знает, что это называется игрой... Игра самоценна. Она не обязательно должна иметь какой-то значимый, оцениваемый результат. Игра детей — это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых, и самооздоровление, и коррекция детско-родительских отношений.  

Игра для ребенка - важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка радость и одновременно содействуют укреплению организма. В процессе игры ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, быстроту реакции. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать, фантазировать.

В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное - причудливо комбинирует старые.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей.

         Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре развивается самосознание детей - то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

Главная задача для нас, взрослых, - научить ребенка играть и поощрять игры, самим участвовать в детских забавах. Ребенок привык воспринимать родителей как серьезных людей, всегда занимающихся какими-то важными делами. А вы удивите его, собрав во дворе дома его друзей и предложив сыграть в веселую игру. Вы сами, уважаемые родители, получите море удовольствия, не говоря уже о вашем ребенке.

Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа - они такие же, как он, им можно доверять.

Подбирайте игры, подходящие возрасту ребенка. Если игра слишком сложная, упростите ее правила. Усложняйте постепенно, старайтесь, чтобы у малыша был стимул стремиться к чему-то большему. Совсем не обязательно, чтобы ребенок все время выигрывал. Этим вы окажете малышу медвежью услугу. Пусть он научится спокойно относиться к поражению в кругу близких людей. Зато потом ему будет намного легче смириться с проигрышами, которые неизбежны в жизни. И, конечно, следите за тем, чтобы ребенок не переутомился.            

     

Памятка для родителей

Игры для детей от 4 до 5 лет

 От 4 до 4,5 лет — это тот возраст, когда игра становится для ребенка эквивалентом работы у взрослых, так как именно во время игры он получает необходимые знания, навыки и умения. Игра позволяет ему учиться применять полученные знания на практике, способствует физическому и психическому развитию. Рассмотрим основные аспекты игры.

  • Взаимодействуя во время игры с реальными или воображаемыми людьми, у ребенка развиваются важные социальные навыки. Поощряйте его желание проводить больше времени с другими членами семьи или с друзьями,  обеспечьте куклами и мягкими игрушками, чтобы он через  ролевую игру приобретал навыки жизни в коллективе.
  • Каждый раз во время игры ваш малыш получает знания,  которые в дальнейшем станут основой для полноценного  развития. В процессе игры тренируется аналитическое  мышление, умение находить решение поставленной задачи, развивается речь. Поощряйте ребенка принимать активное участие в таких играх.
  • В процессе игры, когда ребенок двигается, перемещает  кубики, играет с мячом, строит башни из песка, плещется  в воде, он развивается физически. Предоставьте ему такую возможность.
  • Во время игры ребенок может смоделировать реальную  жизненную ситуацию. Дайте ему одежду для переодеваний, игрушечный набор для врача, столовые принадлежности, карандаши, бумагу — все, что может понадобиться вашему малышу для раскрытия всех своих способностей.

От 4,5 до 5 лет - это период, когда больше всего развивается фантазия и воображение вашего малыша. Ребенок создает для себя целый мир, особенный мир своих фантазий и грез. Он может разговаривать с воображаемыми друзьями, разыгрывать сцены из любимых мультфильмов или книг, представлять себя кем-то другим. Это позволяет ему моделировать новые ситуации, видеть себя в новом качестве, ставить себя на место других. Такие игры делают ребенка менее эгоцентричным, подготавливают его к новой жизни в коллективе. Вот несколько основных этапов этого периода.

  • Ребенок примеряет на себя новые роли. Помогите ему в  самовыражении. Разыгрывайте представления из жизни  вашей семьи, инсценируйте любимые книги и мультфильмы. Предоставьте ребенку все необходимое для этого, а также помогите советом.    
  • Вашему малышу должно особенно понравиться имитировать реальные ситуации из повседневной жизни. Предложите ему представить себя уже взрослым, которому надо  собираться на работу или в школу, сделать уборку в доме,  позаботиться о своих куклах, как о членах семьи, сходить  в магазин за покупками и т. д. Дайте ему соответствующую одежду, кухонную утварь, инструменты и все, что может понадобиться для создания того или иного образа.
  • Не забывайте и об играх вне дома. Находясь в обычном  парке, ребенок может представить себя в тропических  джунглях, где водятся дикие львы, или у подножия огнедышащего вулкана. Помогите ему построить крепость, шалаш или домик, где он бы мог развивать свои фантазии.

Построй дом

Помогите ребенку построить свой первый собственный дом. Все, что вам понадобится, — это   коробка, кое-какие инструменты и немного фантазии.

 Вам понадобится:

•  Большая картонная коробка

•  Ножницы или нож

•  Клейкая лента

•  Фломастеры, краски, карандаши, наклейки, переводные картинки

Порядок действий

1.  Найдите большую картонную коробку.

2. С одной стороны прорежьте ножом дверь таким образом, чтобы ее можно было открывать и закрывать.

3.  Точно так же вырежьте в коробке окна.

4. Проклейте скотчем срезы, чтобы не оставалось острых краев; укрепите углы коробки и ее основание.

5. Помогите ребенку разукрасить коробку красками, фломастерами, разноцветными наклейками или переводными картинками.

6. Внутри коробки можно расставить игрушечную мебель: столы, стулья, кровати, шкафы.

Возможные варианты. Таким же образом можно построить целый город: больницы, школы, жилые дома, кинотеатры, магазины.

Рисунки мелом

Какому ребенку не захочется на время превратиться в супергероя, прекрасную принцессу или сказочное чудо-юдо? Для этого вам надо всего лишь выбрать солнечный день и купить разноцветные мелки.

Вам понадобится

•  Цветные мелки

•  Асфальтовая дорожка или площадка

Порядок действий

1.  В один из солнечных дней выйдите с ребенком на улицу. Не забудьте взять с собой мелки.

2.  Попросите малыша постоять несколько минут, не шевелясь, а сами тем временем обведите его тень на асфальте мелом.

3.  Предложите ребенку дорисовать к получившейся фигуре все, что он захочет.

4. Не ограничивайте полет фантазии ребенка. Он может превратить себя в супергероя, прекрасную принцессу, сказочное чудище или персонажа любимого мультфильма.

5.   Предложите, в кого еще ему можно превратиться.

Кукольный театр

Вашему малышу наверняка захочется иметь свой собственный кукольный театр. Помогите ему в этом.

Вам понадобится

•  Чистый носок

•  Лист картона

•  Ножницы

•  Фломастеры или несмывающиеся маркеры

•  Искусственные волосы, пуговицы и другие детали

Порядок действий

1. Найдите чистый носок, желательно небольшого размера.

2. Вырежьте кусок картона по размеру чуть-чуть больше носка.

3. Натяните носок на картон.

4. Помогите ребенку нарисовать или наклеить глаза, щеки и нос.

5. На пятке приклейте или нарисуйте рот.

6. Пришейте искусственные волосы, уши, зубы и все, что посчитаете нужным.

7. Снимите носок с картона и наденьте его ребенку на руку.

8. Предложите ему оживить получившуюся куклу, разговаривая ее голосом.

Возможные варианты. Можно сделать две куклы — по одной на каждую руку— и разыграть целое кукольное представление.

 

Танцуй — замри

Ваш малыш любит слушать музыку и танцевать под нее. А сможет ли он остановиться, когда музыка вдруг оборвется?                                    

Вам понадобится                                

•  Магнитофон

•  Аудиокассеты или CD-диски  

Порядок действий

1.  Подберите аудиокассеты или CD-диски с веселой музыкой.

2.  Предложите ребенку стать посреди комнаты и подождать, пока заиграет музыка.

3.  Включите музыку. Ребенок должен начать танцевать.

4. Когда вы нажимаете на «стоп», ребенок должен замереть и не двигаться, пока музыка не заиграет снова.

5.  Продолжайте так, пока не закончится музыка.

6.  Если ребенку понравилось, включите другую мелодию.

Возможные варианты. Пусть ребенок меняет движения каждый раз, когда начинает танцевать заново. Или поменяйтесь ролями. Вы танцуете, а он включает и выключает музыку.

Сделайте бусы

Дайте возможность вашему ребенку сделать свои собственные бусы из макарон.

 Вам понадобится

 •  Короткие прямые макароны (можно цветные)

 •  Проволока  

Порядок действий

1. Привяжите одну макаронину к одному концу  проволоки.

2. Пусть ребенок надевает макароны, пока проволока не будет заполнена.

3. Свяжите оба конца  и наденьте бусы на шею ребенка.

 

Волшебная палочка

А знает ли ваш ребенок, что его тело — волшебное? Все, что ему нужно, — это волшебная палочка, которая покажет ему, что он может сделать!

Вам понадобится

• Волшебная палочка, например, из веточки длиной 15—20 см. Она должна быть покрыта цветной блестящей бумагой или окрашена во все цвета радуги.

Порядок действий

1. Сядьте на стулья друг против друга.

2. Скажите вашему ребенку, что у вас есть волшебная палочка, которая может делать чудеса с его телом.

3.  Дотроньтесь волшебной палочкой до его руки.

4. Попросите его показать, какие чудесные вещи он может делать своей ладошкой: например, махать, хватать, крутить, открывать, закрывать, растягивать, указывать, играть на пианино и т.д.

5. Продолжайте трогать другие части его тела, включая ступни, руки, ноги, туловище, голову, пальцы рук и ног, губы, плечи, колени и т. д.

Возможные варианты. По очереди показывайте волшебной палочкой, что ваше тело может делать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Мастер - класс для педагогов " Игра в жизни ребёнка", "Игра в жизни взрослого"

Мастер - класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....