Создание условий для двигательной активности на зимней прогулке
статья на тему

Елена Валерьевна Иванова

В статье автор раскрывает свой взгляд на необходимость прогулок в зимнее время, позитивное влияние их на физическое здоровье детей. Приводит примеры того, как возможно организовать на площадке для прогулок различные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_progulka_ivanova.docx182.38 КБ

Предварительный просмотр:

http://boombob.ru/img/picture/May/13/7ef1e21ce6496ff0f6cd7994b521cfe8/1.jpg

Подготовила : Иванова Е.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории.

«День, проведённый  ребёнком без прогулки, навсегда потерян для  его здоровья »              Г.Н. Сперанский, физиолог.

В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

 Здоровьесберегающие режимные моменты: физкультурные занятия, закаливающие процедуры, физминутки, различные виды гимнастик, прогулки и др.

Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег ограничивают движения детей. В то же время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма,  замедляет его рост, уменьшает сопротивляемость заболеваниям. Педагогам - следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой. А для этого надо не исключать прогулки ребёнка в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание). Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием. Нами подобран, разработан, систематизирован консультационный материал, методические рекомендации. Большое значение придаем охране жизни и здоровья воспитанников: разработаны инструкции по ОБЖ воспитанников во время прогулки в зимний период, беседы с детьми на тему: "Осторожно! Железные предметы!", "Внимание! Горка!", "Осторожно! Гололед!", "Скольжение по ледяной дорожке" и др., разработаны рекомендации по оформлению прогулочного и спортивного участков.

      Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке (можно было бы поиграть в интересные игры в снежных постройках, посоревноваться в беге, метании и т.д.), дети и в зимнее время двигаются много и охотно.       Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. 

Особое внимание необходимо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных условий.

 Педагогам следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое «шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений - признаки чрезмерной нагрузки. Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность.

     Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной, например: после неоднократного скатывания с горки предложить медленно покатать куклу по ровной дорожке, игру в «Ловишки» сменить метанием снежков в цель.

     Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышение температуры воздуха к концу прогулки - и постараться не допускать ни перегрева, ни охлаждения играющих детей.

Подвижность ребенка также во многом зависит от его двигательных умений, от того, владеет ли он такими естественными движениями, как ходьба, бег, прыжки, метание. Эти движения составляют основу большинства подвижных игр, в которые играют дети. Успех в игре определяется легкостью выполнения двигательных действий.

     В зимнее время года можно упражнять детей в следующих движениях:

- метание в вертикальную и горизонтальную цель на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).

- бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей и увертыванием;

- упражнение в равновесии - ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагиванием через снежки, небольшие сугробы;

- прыжки на месте и с продвижением вперед, спрыгивание со снежных бугорков, прыжки вокруг сугроба и т.п.;

- подлезание под ветку, в снежные тоннели;

- ходьба по следам, ходьба поднимая колени, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на горку и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугроба;

 Педагоги нашего ДОУ постоянно заботятся о создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой!  Каждая прогулка приносит много радости и пользы для здоровья их воспитанников!

Список литературы.

  1. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, М. "ТЦ Сфера", 2009 -128с.
  2. Синягтна Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей, М. "Владос", 2004-150с.
  3. Орл В.И., Агаджанова С.Н., Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие, СПб "Детство-Пресс", 2006-176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Создание условий для двигательной активности в детском саду. Консультация для воспитателей.

Материал призентации раскрывает понятие "двигательная активность", виды двигательной активности, представляет этапы планирования двигательной активности в течении дня; требования, предъявляе...

Опыт работы с родителями по созданию условий для двигательной активности детей на прогулочном участке.

опыт работы по физическому развитию на участке группы в различные сезоны....

Консультация для педагогов "Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке.Особенности организации в зимний период"

Консультация для педагогов" Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке......

Консультация для родителей «Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей на прогулке. Особенности организации в зимний период»

Значение для физического развития дошкольникаСтруктура прогулкиИгры и развлечения на свежем воздухе....