Причины непонимания взрослого детьми
консультация на тему

Способы общения с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:



Причины непонимания  взрослого детьми



Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе неплохо), и ни одному ребенку как-то не верится, что именно с ним может произойти несчастье. Отсюда — тот самый налет легкомысленности или пофигизма, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем с подростками.



Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из-за этой «инаковости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так, и видят совсем не то, что мы имели в виду. Бывало, скажешь дочке или сыну: «Убери в своей комнате», ребенок трудится, убирает и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете все тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. С вашей точки зрения, это безобразие. С детской — полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные вещи глупо засовывать куда подальше.



То же самое происходит, когда мы о чем-то предупреждаем, или о чем-то просим, или в чем-то пытаемся убедить детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще — к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту.



Кстати, о поддакивании. Родителей это раздражает: кивает детка головой, соглашается, вроде все понял, а потом выясняется, что не понял ни-че-го. Но обижаться не стоит. Думается, что умные дети поддакивают нам из самых гуманных соображений: родители стараются — и так не хочется их огорчать.



Что же делать? Говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, от чего вы хотите их предостеречь.



Объясняйте наглядно и образно



Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен:



- увидеть;



- ощутить;



- воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, как для него родной язык — образы и чувства).



Итак, хотите, чтобы ребенок вас понял, по-настоящему понял, — создайте образ и задействуйте его органы чувств. Образ полезнее, чем долгие речи и слова, не только для маленьких детей, но и для подросших. Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало — никогда не пропадет.



Играйте



Игра — лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.



Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так —неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.



Когда играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.



Рассказывайте сказки



Один из лучших способов что-то донести до ребенка — рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно соотносит с собой.



Уроки между делом



Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, — усваивается с трудом. Виноват тот самый внутренний протест!



Уроки безопасности тоже лучше всего проводить:



- неназойливо;



- вызывая любопытство и желание узнать;



- интересно — чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».



Главный принцип обучения — учить так, чтоб ребенок захотел учиться.



Посадить ребенка и прочитать ему лекцию — это возможно. Невозможно заставить его слушать это целый час. Если вы начали говорить, говорить, говорить и видите, что глаза он поднял к потолку, рукой подпер голову, голову склонил вбок, шевелит губами, дергает ногой или что-то рисует, — можете быть уверены, он уже давно не в этой комнате, не с вами.



Лекции можно читать, если вы:



- хороший оратор и обладаете даром убеждения;



- чувствуете неутихающий интерес ребенка.



Лекция даже взрослыми усваивается и откладывается в долгую память процентов на пять. Так что говорите четко, кратко и образно.

Покажите, как надо делать правильно



Если вы хотите дать ребенку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких-то прохожих, которым до всего есть дело.



Легче согласиться с воплями из подворотни, а лучше — думать своей головой. Но думать придется или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребенку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать...).



Коварное «нет»



О коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не...» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!



Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу — не буду».



Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они — народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее...».



С риторическими вопросами происходит почему-то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из-под вашего вопроса выглядывает что-то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор... ?!».



Что из этого следует?


Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя»

Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение)



Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе)



А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю



Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична



Повторяйте по-разному


Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится надолго.



Информация переходит в долговременную память:



- когда информация яркая, эмоциональная;



- когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!



В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем — повторять: через три дня, через неделю — через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминающе! Об одном и том же — по-разному.



Последовательно, постепенно углубляя и возвращаясь к пройденному, надо говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.  1.В семье, где дети не слушаются родителей, а те борются между собой за главенство ,царит разобщенность и даже враждебность.2.В тех...

Жестокое обращение с детьми: формы, причины.

Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их руководством  и влиянием учится разно...

Советы родителям .Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления.

Конфликты между родителями и детьми:причины и способы преодоления Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…Как разрешать противоречия так, чтобы выигрыва...

Выступление на родительском собрании на тему "Жестокое обращение с детьми. Причины и следствия".

Ученые, исследовавшие проблемы жестокого обращения с детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно над детьми, имеет тенденцию во...

Причины выбора игры ФЛОРБОЛ (хоккей в зале) для работы с детьми дошкольного возраста.

Наше  ДОУ коррекционного направления и вот  уже третий учебный год мы активно осваиваем ФЛОРБОЛ, как инновационную технологию в работе с детьми. Работает команда специалистов: инструктор по ...