Формирование будущего большого "талантливого читателя"
статья на тему

Думчева Елена Николаевна

« Привить любовь к книге, научить

думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём,

развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talantlivyy_chitatel.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование будущего большого «талантливого читателя».

 Замечательный советский поэт, драматург и переводчик С.Я. Маршак

(1887 – 1964), очень любивший детей и создавший для них великолепные

произведения,   считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке  

«талант читателя».  

           Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать

человечность в самом себе. « Привить любовь к книге, научить

думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём,

развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов»  

(Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании

личности ребёнка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.].

Сегодня очень часто мы можем слышать от детей «Я не хочу читать» или «Я не люблю читать»… Эти фразы говорят сами за себя. Нынешняя молодежь в большинстве случаев выбирает для чтения лишь современных авторов, что отнюдь не характеризует ее как «читающая молодежь».

Когда мы говорим о формировании будущего большого «талантливого читателя», то, безусловно, подразумеванием его воспитание среди классической художественной литературы  в школьные годы и формирование в нем глубокого, практичного и творческого слушателя.

Сегодня в современном мире протекает огромный поток различной информации, носящей порой неэстетический и поверхностный характер. И, получая такую информацию, зачастую понимаешь, что напрасно тратятся лесные ресурсы, так как попросту засоряется лишней информацией голова. Не достаточно просто научиться читать. Для  того чтобы стать настоящим «талантливым читателем», необходимо учиться читать всю жизнь и избирательно подходить в этому вопросу.

Можно спросить у себя «почему наши дети стали с трудностью воспринимать художественную литературу?». Ответ прост: дети читают достаточно много, но не всякий текст несет эмоциональную нагрузку, не о всяком герое поговоришь и не все роли на себя примеришь. Большинство текстов несут в себе набор фактов.

 Безусловно, на все есть свои причины, и причины последнему, это внедрение в повседневную жизнь каждого ребенка компьютера и телевидения. Все это ведет к информационным перегрузкам ребенка и, как следствие к снижению собственной познавательной активности. Родители, в свою очередь, зачастую смотрят лишь на правильное и безошибочное чтение «нужной» на их взгляд литературы. То есть, если читаешь – читай правильно, и если правильно – только серьезные книги, несущие в себе отрывочные тексты с фактами о жизни окружающего мира – энциклопедии. Другими словами, мы сами приучаем детей к чтению отрывков, после чего они не способны видеть целостно весь текст, сопереживая героям на протяжении всего рассказа. Это влечет за собой определенный выбор ребенком своей литературы для чтения. Круг замыкается и порвать его может только специально организованный процесс формирование будущего большого «талантливого читателя». Ведь чтение это весьма тонкий и творческий процесс, формирующий потребность в чтении правильных книг.

Талантливый читатель это человек, который может самостоятельно выбрать книгу на определенную тему, насладиться ее чтением, порадоваться и не ослабить интерес к литературному процессу. Это творческая привычка целенаправленного чтения. И сформировать такого читателя, значит научить его методам работы  различного рода произведениями: конспекты, цитаты, выписки, словари, справочники и пр. Прежде всего, на уроках литературы возможно воспитать привычку и сформировать потребность и умение осмысливать прочитанное слово и целое произведение, сформировать собственное мнение о прочитанном как устно, так и письменно. Для этого достаточно регулярно использовать такую форму работы как ведение дневника о прочитанном, отзывы, открытое обсуждение на уроках или творческое сочинение. Таким образом маленькими шагами будет формироваться высокий вкус читателя у школьников и раскроет их личностные качества.  Я. А. Коменский в своей книге «О пользе чтения» утверждал: «Во-первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своим собственным, законно полученным достоянием, в-третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу...»

Всегда будет актуален вопрос о формировании целостной системы чтения. Необходимо учитывать влияние ближайшего окружения на школьника, процесс учения, мода и чтение, доступность к различного рода литературы. Ну а если говорить о психологических параметрах, то речь идет об интересе каждого читателя к выбранной литературе, уровне его собственного восприятия и вкуса, индивидуальные реакции, навыки работы с различными литературными жанрами и т.д. Даст и свои плоды работа к приобщению детей к миру искусства: к театру, кино, музыки и изобразительному искусству. Вся эта педагогическая практика приведет к плодотворному формированию культурного человека и творческого талантливого читателя, владеющего умениями и навыками восприятия, оценки, анализа прочитанного, использования в повседневной деятельности этих знаний и идеалов, обнаруженных в произведениях литературы.

Говоря о снижении  интереса  детей к чтению, мы подразумевает, что начался этот процесс буквально с рождения младенца. Далее усугубляется это тем, что книги зачастую стоят дорого, а библиотечные фонды пополняются не своевременно. Речь идет о том, чтобы подружиться с книгой с малого возраста, да и каждому возрасту своя книга. А иначе дружба с ней может и не состояться.

Ученые давно доказали, что малыши, будучи еще в утробе матери, всегда определенным образом реагируют на пение матери или чтение ею стихов вслух. И после рождения продолжают с удовольствие слушать уже знакомы стихи. На этом и основываются все концепции раннего развития детей: чем раньше ребенок полюбит слушать речь мамы, будь то пение или чтение произведений, тем больше вероятности того, что книга навсегда войдет в его жизнь и сформируется большой «талантливый читатель».

Правильная активная речь ребенка формируется при слушании грамотной речи, обращая внимание на простоту и ритмичность чтения. Очень многое зависит от интонации читающего. Позднее ребенок начнет не только слушать, но и рассматривать картинки, листать страницы, потом начнет водить пальчиком по строкам, и наконец, научится читать самостоятельно. Но параллельно необходимо приучить ребенка к бережному отношению к книгам, несмотря на то, что у них в определенном возрасте возникает интерес к бумаге: хочется ее помять, порвать и попробовать на зуб.

Существует несколько способов того, как заинтересовать ребенка в дошкольном возрасте книгой. Стоит обратить пристальное внимание на то, чем интересуется ребенок. Так как одним нравятся стихи А.С. Пушкина, а другие продолжают с интересом слушать про «Три поросенка» или «Колобок». Но почти все дети проходят путь знакомства с книгой через фольклор.

Для самых маленьких – грудничков можно предложить простые по звучанию колыбельные, где мелодичность будет отражаться и в наложенных стихах, где есть лаковый ритм. А для подвижного времени, например, сопровождающего массажа, более ритмичные напевы, такие как «Ладушки –ладушки», «Тили-бом», различные небылицы, считалки и потешки.

В полгода ребенок уже способен рассматривать картинки, которые должны быть правильными, правдивыми и обязательно яркими и динамичными. Конечно, ребенок не повторит за мамой «волк» или «котик», однако он всегда их узнает, если ему их не переставать показывать.

После года малышу уже можно читать классику детской литературы: «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Путаница» и т.п. дети запоминают эти сказки с голоса взрослых и начинают повторять, едва научившись говорить. Ну а после двух-трех лет у детей появятся любимые книги, которые они будут с удовольствием регулярно листать. Можно пополнить домашнюю библиотеку своего ребенка такими книгами как, рассказы о животных Чарушина, Сутеева, Веры Чаплиной. Также сказки Виталия Бианки, «Лягушка-путешественница» Гаршина, «Сказки» доктора Сыоза, «Ухти-Тухти», «Флопси, Монси и Ватный хвост» Поттер, «Знаменитый утенок Тим» Э. Блайтона. Из зарубежной поэзии порекомендуем стихи Лира, Милна, Кэрролла и Тувима и, безусловно, Агния Барто. Ну а кпяти годас можно развернуться и на большие произведения типа «Приключения Буратино» и «Чипполино». После пяти лет, научившись читать, ребенок будет читать ровно столько, сколько ему позволит ритм нашей жизни и, пожалуй, этого будет достаточно для того, чтобы он не только стал хорошо говорить по-русски, но и с интересом слушал новые рассказы, и как результат, превратился в благодарного слушателя и читателя.

Пополняя домашнюю детскую библиотечку, нужно учесть следующие рекомендации специалистов:

 * Избегайте книг с компьютерной графикой, агрессивных цветосочетаний, небрежных или излишне авангардных картинок и даже бликующей глянцевой бумаги. Для книжек на твердом картоне или пластике обязателен гигиенический сертификат.

 * Из множества вариантов одной и той же сказки старайтесь выбрать ее классический вариант, а не вольный пересказ известного сюжета.

 * Консультации по детскому чтению можно получить у методистов детских садов, библиотеках в центрах развития, в музеях и даже в некоторых детских театрах.

Существуют и традиционные методы приобщения детей к книге:

1. Читать следует не только дошкольникам, но и школьникам.

2. Ежедневно, выразительно, вслух и по очереди.

3. Подавайте личный пример. Ребенок не должен быть дома  

    книгочеем – одиночкой.

4. Научите детей свободно выражать свои мысли; пересказывать,  

обмениваться читательскими впечатлениями.

 5. Изготавливайте поделки, рисуйте эпизоды из книг, отгадывайте    

загадки, кроссворды, составляйте их.

 6. Готовьте небольшие театрализованные представления.

 7. Просматривайте диафильмы, слайды, прослушивайте пластинки.

 8. Находите пути сотворчества с телевидением, после просмотра кинофильмов, мультфильмов – читайте одноименные книги, сравнивайте, обсуждайте.

 9. Заведите дневник чтения.

 10. Научите пользоваться предисловием, послесловием, аннотацией, обращать внимание на авторов художников – при выборе литературы.

 11. Подбирая книжки, учитывайте интересы детей, исходите из уровня их развития.

 12. Не заставляйте дочитывать до конца книгу, если она не понравилась ребенку.

 13. Целенаправленно расширяйте тематику читаемых книг, не забывайте о книгах совместного чтения.

 14. Читайте то, чем увлечены дети. Не наказывайте за плохое чтение. Чтение – процесс не терпящий насилия.

Читать нужно не только быстро. Очень важно еще и понимать прочитанное. А большинство школьников, с трудом вникают в смысл того, о чем читают. Потому и читают медленно.

 Дело в том, что у многих современных детей функции головного мозга недосформированы. Ребенок способен механически складывать буквы в слова, а слова в предложения, но не в состоянии, например, представить, вообразить то, о чем говорится в этих предложениях. Подобные сбои чаще всего происходят по причине плохой нейродинамики головного мозга, проявляется это в излишней рассеянности школьника, неспособности подолгу заниматься монотонной интеллектуальной деятельностью.

 Большинство детей с подобными проблемами пережили в детстве раннее обучение чтению. И одновременно испытали недостаток общения со взрослыми, наблюдений за окружающей действительностью и обычных детских игр - недостаток традиционной деятельности дошкольника, в процессе которой и развивается мозг. Все это надо учитывать, при формировании навыков чтения.

Когда ребенок взрослеет и приближается к подростковому возрасту, то часто можно увидеть отражения всех его переживаний в действиях. Однако, большинство из них отражают все свои переживания на листе бумаги, сочиняя стихи о пережитых чувствах и о непонимании их окружающими. Это также является процессом воспитания творческого слушателя, разница лишь в том, что этот процесс происходит, как правило, сам по себе, без влияния каких-либо внешних сил со стороны преподавательского состава. Но стоит отметить, что все сочиненные строки и написанные картины будут содержательны и эмоциональны. Что в свою очередь поспособствует формированию будущего большого талантливого читателя.

К вышесказанному можно лишь добавить, что все авторы классической литературы неоднократно призывали своих читателей к прививанию хорошего эстетического вкуса через книгу, книгу детской литературы. Исключительное  значение, которое имеет детская книга, это помощь в развитии всех психических качеств каждого человека, от воли и характера, до интеллекта и мировоззрения.