Личностные предпочтения дошкольников как основа формирования будущего читателя.
статья на тему

нелина ольга Владимировна

В последнее десятилетие в роспечати стали появляться издания, содержащие не только журналы с информативным материалом, но и предметы, с которыми можно манипулировать. Почему не использовать такие издания в целях привлечения детей к книгопечатной продукции. Ведь не для кого не секрет, что современные дети предпочитают общаться с гаджетами, а не с книгой. Таким образом, воспитание будущего читателя - одна из главных задач педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад №148»

Нелина Ольга Владимировна, воспитатель

Личностные предпочтения дошкольников как основа формирования будущего читателя.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Народная пословица.

           Воспитание грамотного читателя, способного оценить литературу как явление искусства, важнейшее направление в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения. Дошкольный возраст – оптимальный период для воспитания у детей интереса и любви к книге, умения слушать и понимать содержание прочитанного, делать выводы, эмоционально сопереживать. Художественная литература содержит богатейший материал, помогающий педагогам преодолевать эмоциональную неразвитость, затрагивать те струны, которые ещё дрёмлют в душе маленького читателя. Книга содержит эмоциональные и языковые импульсы, дающие возможность развивать личность с богатым внутренним миром.

  Активное внедрение в жизнь ребёнка компьютерно-информационных технологий, резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замещение книжной культуры культурой визуальной подталкивает педагогов к более внимательному отношению к вопросам, связанными с формированием в ребёнке читателя, поскольку чтение художественной литературы рассматривается как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации.

         Взяв за основу учение И. С. Якиманской о личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей, основанном на представлении о том, что ребёнок не становится субъектом обучения и воспитания, а им изначально является как носитель субъектного опыта, больший упор делается на личные впечатления маленького человека. Таким образом,  развивается «внутренняя программа», заложенная в каждом человеке (по словам М. Монтессори).  Опираясь на данные тезисы, общение  предпочтительнее начинать с тем, понятных и пережитых детьми, таким образом развивать мышление детей, помогая осознать пережитую ребёнком ситуацию, оформить свои впечатления, саму ситуацию вербально.

Многообразие тем позволяет подбирать вариативное содержание с учётом возраста детей, их возможностей и предпочтений.

Не вызывает сомнений: овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребёнка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

В ходе ежедневных процедур, беседуя с детьми, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, читает художественную литературу различной жанровой направленности – всё это способствует познавательно-речевому развитию ребёнка. Главное - создать доброжелательную атмосферу сотрудничества.

Личностно-ориентированное взаимодействие помогает избежать принудительных способов воздействия на маленького человека.

 В соответствии с программой «Детство» воспитание и обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

С первого дня ребёнка в детском саду его сопровождает любимая игрушка, книжка или любой другой предмет, который ассоциируется у детей с  мамой, родными людьми, домом.

 На контакт ребёнок с большей охотой идёт, если чувствует неподдельный интерес со стороны взрослого, а в совместной деятельности больше возможностей заинтересовать ребятишек, вызвать их на разговор, уделить внимание каждому.

Непринужденная, естественная обстановка во время совместной деятельности педагога и ребёнка позволяет найти те темы, которые интересны каждому конкретному ребёнку. Установив контакт с детьми, педагог постепенно открывает ребёнку мир художественной литературы.

 В младших группах дети приносят книжки со сказками, бережно прижимают их к себе. В этот момент возможно деликатно вовлечь ребёнка в беседу о книге. У детей подсознательно формируется представление, что книга может стать началом нового разговора, новой игры, интересного общения.  

Начиная со средней группы, ребята стали приносить энциклопедии различной направленности, что давало возможность развивать и совершенствовать речевые умения, расширять кругозор, обогащать представления об окружающем мире. Отталкиваясь от внутренних потребностей детей, опираясь на имеющиеся знания, решаются максимально эффективно вопросы, связанные с развитием связной речи дошкольников.  Во время совместного рассматривания придумываются истории о том или ином герое: что было до изображённого и что после, продумываются диалоги, находятся интересные сравнения, характеристики,  элементарные аналогии.

 Опираясь на технологию использования мнемотаблиц и мнемосхем Т. В. Большевой,

Т. Б. Полянской, формируется и развивается умение детей составлять рассказы различных видов; в старшем возрасте вместе с детьми придумываются схемы по знакомым произведениям или реальным событиям, происходившими с ребятами.

Знакомые иллюстрации к мультфильмам, размещённые в определённых зонах, вызывают живой интерес к ним: дети стараются рассказать друг другу, что и они видели этот мультфильмфильм. Важно поддержать их беседу, попросить рассказать о том, где они видели этот фильм, о чём он, попросить описать героев, предложить поставить героев в необычную для них ситуацию, подумать, как и почему он будет действовать.

Уже в младших группах предлагаются детям аудиозаписи сказок; помимо развития фонематического слуха, дети воспринимают и эмоциональное актёрское чтение, также формируется умение слушать и слышать.

Знакомство с родным краем – отдельная тема в работе с воспитанниками, позволяющая обогатить личный опыт, наполнить собственными переживаниями. Помимо традиционных форм ознакомления (непосредственная образовательная деятельность, чтение, праздники и др.), организуются экскурсии по городу, в музеи, культурные центры, устраиваются встречи с земляками.

 Таким образом, свободная речевая деятельность при опоре на личный опыт детей позволяет решать многообразие задач, в том числе и формирование интереса к книге.

 По большому счёту  педагог стремится научить детей не только общаться грамотно и правильно, но и научить слушать, слышать и понимать себя и других, уметь вербально находить выход в различных жизненных ситуациях.

Знакомясь с персонажами литературных произведений,  ребёнок сопереживает персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.

Основные формы взаимодействия с детьми:

1. Каждодневное общение с книгой.

2. Каждодневное совместное чтение (коллективно, мини-группы, индивидуально в соответствии с предпочтениями воспитанников).

3. Рассматривание энциклопедий, журналов, книг.

4. Просмотр мультфильмов по сказкам, другим литературным произведениям.

5. Театрализованная деятельность (выразить свое отношение к героям, отразить впечатления от прочитанного).

6. Продуктивная деятельность (в том числе создание своих книжек).

7. Тематические выставки литературы.

8. Непосредственная образовательная деятельность.

9.  Выставка рисунков, поделок.

10. Сотрудничество с районной библиотекой.

Основные принципы работы с книгой:

1. Книга должна быть интересна ребёнку, привлекать его сначала броским, ярким оформлением.

2. Побуждать детей "прочитать" уже знакомое произведение по иллюстрациям. Ребёнок должен понять, что он тоже может общаться с книгой, и как это трогательно – участвовать в сотворчестве.

3. Взрослый обязательно показывает, что наслаждается чтением, вырабатывая таким образом  у детей  отношение к чтению, как к удовольствию. Маленькому читателю будет интересно узнать, что в мире взрослых существуют не только занимательные, но и полезные книжки. Поэтому вместе с детьми заглядываем в энциклопедии и другие справочные издания, чтобы ответить на  вопросы. Дети понимают, что книга – это и источник знаний.

4. Позволять детям самим выбирать книги, журналы, побуждать к мотивации своего выбора. Отталкиваясь от выбора ребёнка закреплять его интерес, расширять представления о том или ином предмете интереса, подсказывать, направлять, советовать.

5. Постоянное пополнение книжного уголка. Совместное обслуживание, ремонт по мере необходимости.

6. Предлагается детям до или после прочтения видеоматериалы, которые позволяют обсудить с детьми представления о героях, сопоставить своё видение и мультипликационное.

7. Книги дают неисчерпаемый материал для театрализованной  деятельности (от пальчикового театра до театрализованных постановок,  от  инсценирования эпизодов, интересных сценок  до  спектакля).

8. Интересоваться мнением детей о книгах, которые они читают, приносят из дома.

9. Работа с родителями – необходимое условие по развитию у дошкольников интереса к книге.

10. Эмоциональное воспроизведение литературных произведений.

11. Обязательное включение в круг чтения  писателей и поэтов Омской земли.

   Распространение издательской литературы (через рос.печать) по различным направлениям науки, литературы, искусства, истории, культуры, народного быта позволяет использовать доступные для детей брошюры. Интерес для детей в первую очередь представляет оформление издания: красочное, яркое, оно привлекает зрительное внимание, затем на картинки накладывается текстовый материал, отличающийся доступностью, информативностью. Прикладываемый к изданиям игровой материал позволяет закреплять полученные сведения в непосредственной самостоятельной игровой деятельности детей. Таким образом, ребёнок  начинает понимать, что интересный, необходимый для игры речевой материал находится в книгах, журналах, энциклопедиях. Не остаётся без внимания и видеоматериал, который позволяет расширить представления детей по тому или иному направлению.

Наиболее активно используется материал по следующим темам: юный художник, животные, ферма, народные костюмы.

   Воспитывая стойкий интерес к чтению, опираясь на личностные предпочтения, мы, педагоги, воспитываем  эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, развиваем воображение, фантазию, творческую инициативу, обогащаем и расширяет круг художественной литературы, интересной и значимой для ребёнка.

  Чтение художественной литературы позволяет не только формировать у детей целостную картину мира, но и дополняет и обогащает разнообразные виды детской деятельности. Положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребёнка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребёнка на протяжении всей жизни.

Литература

1. Алябьева Е. И. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Москва. Творческий центр, 2004.

 2. Акулова О. В. Образовательная область «Чтение художественной литературы» Детство-пресс, 2012

 3. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, 2005

  4. Ельцова О. М. организация полноценной речевой деятельности в детском саду. Детство-пресс, 2008

  5. Козлова С. А.,  Козлова Т. А. Дошкольная педагогика. Академия 2000

  6. Кит М. Бойд, Кевин Осборн «Воспитание малышей и дошкольников» Москва Терра- книжный клуб 2001

  7. Методические советы к программе «Детство». Санкт-Петербург, 2001.

  8. Сомкова О. Н. Образовательная область «Коммуникация» СПб, 2012

  9. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Москва «Скрипторий 2003» 2011

  10. Сперанская Г. Л., Ледник И. А. Развитие речи дошкольников с использованием видеозаписи. Санкт-Петербург, 2007.

  11. Ушакова О. С.,  Струнина Е. М. Развитие речи детей.  Москва, 2009.

  12. Уильямс В. Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать интерес к чтению.

  13. Шарова И. И. Развиваем речь, или маленький оратор. Ростов-на-Дону, 2008

  14.Якиманская И. С. Знания и мышление школьника. Издательство «Знание» Москва,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание ребенка, как основа формирования будущего гражданина

Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя, как гражданина, емц нужно помочь в о осознании своего собственного "Я", своей семьи, своих корней -того, что близко, знакомо и понятно. Все это требует от...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА – ЭТО ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ГРАЖДАНИНА

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопер...

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности.  Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна н...

Патриотическое воспитание ребенка– это основа формирования будущего гражданина.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, о...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Предста...

Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....