Сценарий семинара-практикума для родителей «Играя - готовим руку к письму!»
материал (старшая группа) на тему

С целью практического освоения родителями упражнений и приемов, направленных на решение вопросов развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук был проведен семинар – практикум «Подготовка руки дошкольника к письму».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с родителями49.54 КБ

Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «ЦРР-д/с «Теремок»

Сценарий семинара-практикума для родителей

«Играя - готовим руку к письму!»

Выполнила:

 Гарипова Рима Латиповна

воспитатель

Пояснительная записка

В настоящее время актуальным вопросом дошкольного воспитания является подготовка ребенка дошкольного возраста к поступлению в первый класс. Необходимо заострить внимание, в каких вопросах не стоит торопиться и почему что - то не получается или получается что - то не очень хорошо. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью. Благополучность адаптации ребёнка к среде зависит от того, насколько подготовленный он придёт. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста.  Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.   В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Поэтому, я считаю, что мы педагоги и родители должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.

Специалисты считают, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движения пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

  Одним из направлений работы воспитателя является работа с родителями. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов, решить возникающих проблем. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не непосредственному обучению, что имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной техники письма.

Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а также является средством повышения интеллекта и подготовки руки к письму, но как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды деятельности представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук у детей. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, игры с мелкими предметами.  Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения цикла мероприятий для родителей: встреча за круглым столом «Как помочь ребенку овладеть навыками письма»,  «Готовность руки к письму, важный этап подготовки детей к школе», «Развиваем руки ребенка», папки – передвижки «Развиваем мелкую моторику рук», «Упражнения и игры для пальчиков», памятка «Весёлые прописи». С целью практического освоения родителями упражнений и приемов, направленных на решение вопросов развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук был проведен семинар – практикум «Подготовка руки дошкольника к письму».

Основная часть

Цель: Создание условий для формирования представлений родителей о подготовке руки ребенка к письму.

Задачи:

- сформировать у родителей представления об особенностях влияния мелкой моторики детей на успешность обучения в школе;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;  

- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

- у родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей, о роли развития мелкой моторики при подготовке руки к письму;

-  родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

-  родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для подготовки руки к письму.

Оборудование: игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, игры на застегивание и расстегивание, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (бусины, жилка, мозаика, семена, орешки, косточки, крупа, карандаш, счетные палочки, грецкий орех, прищепки, различные виды бус (для нанизывания), клей ПВА, листы А4, карандаши, трафареты, задания для графического диктанта, наглядный материал с содержанием пальчиковых игр для родителей, сундук, памятки.

Участники: родители, воспитатель.

План проведения:

I.Вводное слово «Разминка»

II.Лекция «Подготовим руку к письму».

III. Путешествие в страну «Веселых пальчиков».

1.Остановка «Пальчиковые игры»

2. Остановка «Игральная»

3.Остановка «Песочная»

3.Физминутка «Все начинается с гимнастики»

4. Остановка «Изобразительная»

5. Остановка «Школьная»

6.Остановка «Театральная»

IV. Рефлексия.

V. Подведение итога.

Ход семинара-практикума:

I.Вводное слово «Разминка»

         Добрый день, уважаемые родители! Я рада, что вы  отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам, чтобы узнать о своих детях, чтобы чему-то научиться у нас, чем-то поделиться с нами. Конечно, нас с вами волнует один и тот же вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка, как правильно подготовить его к школе. И сегодня ваше внимание хочется обратить на подготовку руки ребёнка к письму перед школой.

Но прежде чем начать свое выступление я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны. 

Скажите громко и хором, друзья 
Деток своих все вы любите?
С работы пришли, сил совсем нет, 
Вам хочется лекции слушать здесь?
Я вас понимаю…
Как быть, господа? 
Проблемы деток решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ, 
Помочь откажитесь нам?
Последнее спрошу у вас, я 
Активными все будем?

- Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям трудно писать, появляется дрожь в кистях рук, боль. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, то есть,  исчезает мотивация, желание учиться. Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому мы уделяем особое внимание.

 Что же такое письмо? Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, чтобы подготовить ребенка к овладению письма, необходимо уделять особое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, стоит отметить, что задания должны проводиться систематично, целостно, доступно. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые позволят развить качества, необходимые ребенку для овладения письмом.

       Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве. И конфеты были слаще, и мороженое вкусней. Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…». Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем в игру «Кто быстрее соберет бусы?»

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь! 

(Родителям предлагается помочь собрать бусы)

Оказывается, нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам… Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться. И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

II. Лекция «Подготовим руку к письму».

У большинства детей тонкие движения пальцев рук, графические навыки письма  развиты недостаточно для обучения письму в школе. Поэтому необходима систематическая специально-организованная деятельность, включающая игры, упражнения и задания, направленные на развитие мелкой моторики руки ребенка.  Сегодня я хотела б вам рассказать об особенностях и о роли мелкой моторики рук . Свое выступление хотела б начать со слов Сухомлинского В.А. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»                                                                            

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.                                                                                

Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. При недостатках развития мелкой моторики дети: неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом. В школе, очень медленный темп письма.                                                                                                                                                                     Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний. В чем же причина?  

 Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

 Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

           Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи .

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми упражнениями.

   4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

5. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Правила выполнения пальчиковой гимнастики:

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

-  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут. 

III. «Путешествие в страну Веселых пальчиков».

         Сейчас предлагаю Вам совершить увлекательное путешествие в страну веселых пальчиков, где вы сможете посетить различные остановки. Первая наша остановка называется «Пальчиковые игры» .

1.Остановка «Пальчиковые игры».

       Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

       Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Давайте все вместе потренируемся:

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

        Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно. В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

2. Остановка «Игральная»

        Продолжаем наше путешествие. Вторая наша остановка называется «Игральная».

        Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Предлагаю вам поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей .
   1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа, счетные палочки. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
   2.
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха, макаронами, прищепками, бусинками, С этими предметами можно выполнять различные упражнения, которые оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
• можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
• катать бусинку между большим и указательным пальцами;
• придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
• покатать между двух ладоней шестигранный карандаш;

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

3.Остановка «Песочная»

Наше путешествие продолжается, третья наша остановка называется «Песочная».

Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны. Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Вместе с ребенком придумайте весёлую историю для фигурок на песке, и какие-то ключевые слова выложите буквами алфавита. Затем попросите ребёнка отвернуться, а в это время разбросайте буквы по ящику с песком. Задача для ребенка – раскопать буквы и сложить потерянные слова.

Предложите ребёнку построить город, в котором он хотел бы жить. Обязательно нужно назвать всех героев, придумать им истории.                                                                      Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.            

Напеку я без печей

Пирогов и куличей.

А из камешков — печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Совместное творчество в песке помогает воспитанию в ребёнке характера, уверенности в себе и своих силах.

Физминутка «Все начинается с гимнастики»

Предлагаю вам немного отвлечься и сделать физминутку.

Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз- два - три- четыре- пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз - вперед, а два - назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем. (Приседания)

Хорошо мы отдохнули,

И к работе вновь вернулись.

(Родители садятся на места)

4.Остановка «Изобразительная»

       Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать виды изобразительной деятельности, а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые

в практике. Это сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; шнуровка; вышивание цветной тесьмой по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями.

     Пластилинография-  когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета;

     Бисерография- выкладывание изображения предмета(сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких плстмассовых шариков.

      Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити.

      Сегодня я вам предлагаю с помощью разноцветных ниток сделать вот такую замечательную кошечку. (Родители совместно с воспитателем выполняют работу).

      «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию.

5. Остановка «Школьная»

       Графическая деятельность способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и является лучшей ориентировкой в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Сегодня вам предлагаю выполнить несколько таких упражнений:

   - рисование по точкам;

   - обведение трафаретов и шаблонов;

   - графический диктант;

    - штриховка и рисование орнаментов.

6. Остановка «Театральная»

         А вы знаете, что пальчики умеют изображать животных? Называется он «Театр в руке» или «Пальчиковый театр», которые стимулируют развитие мелкой моторики, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции, формируют творческие способности и артистические умения.

         Уважаемые родители, давайте и мы сегодня попробуем с вами показать театр с помощью пальчиков. (Педагог показывает сюжетные пальчиковые упражнения, а участники повторяют).

Утром петушок встает.

«Кукареку» нам поет:
— Просыпайтесь, рассвело,
Солнце на небе взошло!

(Крутим кистями рук, качаем ими, не разжимая пальцев.)

Воробьев веселый крик

Будит нас: «Чирик-чирик!»

(Пальцы сложены щепотью, «открывая и закрывая клюв», отводя вниз большой палец и поднимая остальные (сомкнутые).)

И, заснуть нам помешав,

Лает пес: «Ав, ав, ав, ав!»

(Ладонь ребром повернуть к полу, большой палец, поднят вверх (ухо), остальные сжаты. Отводим мизинец вниз, указательный и средний вытянуты вперед, остальные поджаты).
— Me, ме, ме! — кричит козел.

Сон у нас совсем прошел.

(Крутим кистями рук; вперед вытянуты указательный и мизинец, остальные поджаты).
А потом в ответ ему:
— My — мычит корова, — му!

(«Киваем» кистями рук, ладони прижаты к ногам)
Хватит, хватит нам лежать,

Надо, надо нам вставать!

Пальцы тянутся вверх (саму ладонь не поднимать).
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля!» — Это песенка моя!

(Барабаним подушечками пальцев по ногам в ритме.)

IV.Рефлексия «Чудесный сундучок»

         Надеемся, что наша встреча была не безрезультатной, вы почерпнули много нового и полезного. И я вам предлагаю написать и положить в сундук то, что хотели б вы взять с собой в будущее из приобретенных знаний и умений. (Родители пишут на листочках и кладут в сундук, воспитатель зачитывает).

«Удачным сегодня было…»;

«Я задумалась…»;

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

«Возьму с собой…»

V. Подведение итога

     На этом наше увлекательное путешествие подходит к концу, я надеюсь, что вы не зря провели время и получили о необходимости использования специальной системы заданий, упражнений, обеспечивающих целенаправленное развитие руки. Но приоритетным должно оставаться развитие речи, так как письмо – это один из видов речевой деятельности.

         Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.

      Чтоб оставить в вашей памяти новые знания я хочу подарить каждому из вас памятку «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях». (Приложение №1).

Список использованной литературы:

1. Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина. – М., 1995

2.Бабаева Р.М.  Готовим ребенка к школе. – М., 1986

3.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М.,2006

4. Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.

5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.

6. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

7. Голубина Т.С. Чему научит клеточка: Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.  

8. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.  

9.  Гринева Л. Готовим руку к письму. (Дошкольное воспитание. – 2007. – №6 – с. 65 – 69).

10. Моисеева Л., Рахманова Е., Фунтикова Н. О подготовке руки к письму. // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – с. 33 – 44.

11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

12. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.

13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.

Приложение №1

Памятка для родителей:                                                                              «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»

Все знают, как важно развитие мелкой моторики рук. Выполняя обычные задания и упражнения, малыш развивается, развивается его речь, координация, он начинает подготовку к школьным заданиям по письму.
Помимо специальных упражнений для развития моторики, можно использовать обычные действия с обычными предметами, которые принесут ребенку не только пользу, но и удовольствие, помогут ребенку почувствовать себя взрослым, помогая родителям.
Выбирайте, в зависимости от умений, желания ребенка:

• лепить из теста, пластилина различные фигурки;
• очищать вареные яйца от скорлупы;
• очищать вареные овощи от кожуры, например, картофель;
• перемешивать, например, салат
• перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох;
• переливать из кружки в кружку воду
• дайте свои бусы, пусть перебирает, как четки
• завязывать и развязывать шнурки
• застегивать и расстегивать пуговицы

 нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку
• раздеваться и разуваться самостоятельно
• чистить губкой обувь
• стирать небольшие вещи, например кукольные
• мыть игрушки, мыть посуду
• подметать пол
• вешать белье (натяните для малыша веревку и выделите прищепки)

  • рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях
    резать  (вырезать)  ножницами;
  • плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;
  • выполнять аппликации.

Успехов Вам и вашему ребенку!!!

Приложение №2

Анкета

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»  

Имеете ли Вы представление, что такое умелость рук ребёнка или мелкая моторика:

 Да;

 Нет;

 Не знаю.

Как вы оцениваете необходимость  развития мелкой ребенка в дошкольном возрасте:

 Считаю нужным;

 Не считаю нужным;

 Затрудняюсь ответить.

Созданы ли в ДОУ условия для развития умелости рук  ребенка:

 Да;

 Нет;

 Не знаю.  

Имеется ли в группе информация для родителей о развитии мелкой моторики:

 Информация отсутствует;

 Есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

 Я не обращаю внимание на информацию;

 Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;  Наглядная информация интересна и полезна для меня.

Как вы оцениваете уровень развития мелкой моторики у вашего ребенка :

 Высокий;

 Средний;

 Низкий.

 Есть ли у вас дома игры на развитие ручной умелости:

 Да;  

 Нет;

 Не знаю.

Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме развития мелкой моторики  вашего ребенка?  

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"

Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовим руку к письму»

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице).Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомить...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Презентация для родителей дошкольников "Готовим руку к письму"

Будущим первоклассникам и их родителям очень важна подготовка руки к письму, это нам писать — вполне обычное непримечательное занятие, а для шестилетки письмо — это настоящий труд. Ш...

«Играя - готовим руку к письму!»

Развитие мелкой моторики.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики...

Родительский клуб «В гармонии с ребенком!» Семинар-практикум «Готовим руку к письму»

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...

Консультация для родителей : "Играя, готовим руку к письму"

Консультация которая поможет родителям, правильно оценить умения своего ребенка в письме, подобрать нужные  способы, упражнения для развития рук и ручной умелости....