"Пальчиковые игры в развитии речи детей"
консультация (младшая группа) на тему

Бугаева Ирина Ивановна

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.   Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

2018 год

«Пальчиковые игры в развитии речи детей».

«Рука – это своего рода внешний мозг». Кант.

Как вы думаете, почему пальчиковые игры, как  считают педагоги и психологи, очень актуальны в  наше время?  Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые очень заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят, редко что- то делают своими руками, даже современная одежда и обувь с липучками никак не развивает пальчики малышей.

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит! 

Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области.

Наблюдается даже следующая закономерность:  если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое движение находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина)

 Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает стихотворения, песенки, уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме, конструировании, лепке,  рисовании.

Играть  пальчиками с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом. Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Никогда не принуждайте. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.  Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, поменяйте игру  или измените задание. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.

Никогда не начинайте игру, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда  чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые.

Хвалите малыша даже за самые маленькие успехи!

Все необходимое для того, чтобы увлечь вашего малыша новой игрой, скорее всего, найдется у вас дома.

Хочу познакомить вас с несколькими интересными доступными упражнениями и забавами:

Налейте воду в стакан. Предложите ребенку перелить воду ложками из одного стакана в другой.

Лепим из теста.

Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г поваренной соли «Экстра», 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

Рисование на манке:

Для игры понадобится поднос, на котором насыпана манка. Можно рисовать, например, дождик, солнышко, радугу, снежинки и т. п. Было бы очень хорошо, если бы мама выступила, как партнер ребенка в этой игре.

Можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

Ход игры: насыпьте в большую тарелку (коробку) горох, бобы, фасоль разного цвета и размера, поместите туда  маленькие игрушки, машинки, пусть ищет игрушку, которую вы загадаете или которую он сам захочет.

Ежик:

Слепите из пластилина ежика. Предложите ребенку сделать ему много-много колючек с помощью семечек, зубочисток.

Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.

Крышечки:

Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

Покажите ребёнку как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.

Попросите повторить ваши действия.

Учимся пересыпать любую крупу  полной горстью, щепоткой, пропускать через пальцы  из одной ёмкости в другую, а также переливать воду.

Научите его делать движение рукой, как будто он солит.

Покорми птичку:

На коробочку или бутылочку приклеиваем изображение птицы, рядом делаем отверстие. Опускаем в образовавшееся отверстие по одной семечки, по одному зернышку– кормим птичку.

Сборные матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.

Волшебные  шарики:

Наполните обычные воздушные шарики фасолью, мукой, рисом, гречкой, манкой, пшеном, крахмалом, водой, пластилином, бусинками и тем, что еще изобретет Ваша фантазия.

Покажите малышу, как можно нанизывать макароны  на шнурок. Пусть ребенок попробует это сделать сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!

Не стоит забывать, что любые игры для развития моторики маленьких детей должны проходить под присмотром взрослых, т. к для них часто используют мелкие предметы, которые малыш может заглотнуть или вдохнуть. Игры для развития мелкой моторики стоит предлагать ребёнку ежедневно. Правильный подход, внимание и терпение – это залог успеха и своевременного развития ребёнка.

Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны. 
Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!

Кроме того, рекомендую Вам воспользоваться следующей методической литературой:

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144 с.

3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ – 1,2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. – М., 2004.

5. Краузе Е. Логопедия. – СПб.. 2003.

6. Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей. – М.,2007.

7. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д:Феникс,2007. – 221с.

8. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 72 с.

9. Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод.пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А.Савельева. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 40 с.

10. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008 – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА(консультация для воспитателей)...

Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...

Пальчиковая игра в развитии речи детей

Сообщения для родителей по развитию мелкой моторики и речи детей при помощи пальчиковых игр....

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...