Этический кодекс психолога
консультация на тему

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskiy_kodeks_psihologa.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этический кодекс психолога

Слайд 2

Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных", Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации "Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования", международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.

Слайд 3

В настоящем Этическом кодексе термин "Психолог" относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование. В настоящем Этическом кодексе термин "Клиент" относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных , производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью. Действие Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством Интернета.

Слайд 4

Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

Слайд 5

Этические принципы психолога Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм , гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Слайд 6

Этические принципы призваны обеспечить: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; сохранение доверия между психологом и клиентом; укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Слайд 7

Основными этическими принципами являются: 1 . Принцип конфиденциальности. 2. Принцип компетентности. 3. Принцип ответственности. 4. Принцип этической и юридической правомочности. 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. 6. Принцип благополучия клиента. 7. Принцип профессиональной кооперации. 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Слайд 8

1. Принцип конфиденциальности 1. Информация , полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. 2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. 3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. 4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. 6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста). 7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Слайд 9

2. Принцип компетентности Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт. Принцип компетентности включает: знание профессиональной этики Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности , соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь;

Слайд 10

- ограничения профессиональной компетентности Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. Только Психолог осуществляет непосредственную ( анкетирование , интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с клиентом . Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента .

Слайд 11

- ограничения применяемых средств Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными , нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений .

Слайд 12

- профессиональное развитие Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования); невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента. Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

Слайд 13

3. Принцип ответственности Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением . Принцип ответственности включает: основная ответственность Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.

Слайд 14

- ненанесение вреда Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья , состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования .

Слайд 15

- решение этических дилемм Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе . В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.

Слайд 16

4. Принцип этической и юридической правомочности 1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности. 2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии. 3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса. 4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

Слайд 17

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии 1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов. 2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога. 3. Психолог обязан пропагандировать достижение психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Слайд 18

6. Принцип благополучия клиента 1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди». 2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. 3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. 4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Слайд 19

7.Принцип профессиональной кооперации 1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их ра­боты независимо, от собственных теоре­тических и методических предпочтений. 2. Психолог воздерживается от публич­ных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии кли­ентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специали­стов. В тех случаях, когда психолог узна­ет об этических нарушениях другого пси­холога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемле­мому разрешению ситуации и при этом не будет нарушено право на конфиденциаль­ность. 3. Если этическое нарушение не мо­жет быть устранено неформальным пу­тем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объедине­ния (МО), в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию областного науч­но-методического совета службы практи­ческой психологии образования. 4. Психолог при рецензировании мате­риалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает кон­фиденциальность и авторские права. 5. После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повто­рив анализ. Авторские права на психоло­гические данные принадлежат, собравшей их стороне.

Слайд 20

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования 1. Психолог информирует клиента о це­лях и содержании психологической рабо­ты, проводимой с ним, применяемых ме­тодах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. 2. В процессе диагностики или психо­логического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оце­нивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятель­ного решения. В ходе работы по оказа­нию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип доброволь­ности со стороны клиента. Клиент в лю­бой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отка­заться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту. 3. Психолог должен информировать участников психологической работы о важ­ных аспектах деятельности, которые мо­гут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей ра­боте: физический риск, дискомфорт, не­приятный эмоциональный опыт и др. 4. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную термино­логию и доступный для понимания клиен­та язык. Психолог формулирует и излага­ет результаты обследования в терминах, понятных клиенту. 5. Заключение по результатам обследо­вания не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Ре­комендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых усло­вий. 6. В ходе обследования психолог дол­жен выявлять и подчеркивать способнос­ти и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках.

Слайд 21

9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога 1. Психолог должен делать все возмож­ное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструмен­тарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуют­ся непрофессионалы или когда исследова­ние болезненно затрагивает такие индиви­дуальные особенности, как возраст, пол, расовая, и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус. 2. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психоло­гического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практи­ческим нуждам заказчика. 3. При выступлениях в средствах массо­вой информации психолог должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и прак­тики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные измене­ния в общественном мнении или эмоцио­нальном состоянии адресата. 4. Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.

Слайд 22

Нарушение Этического кодекса психолога Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы . Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологическо- го общества в письменном виде любым физическим и юридиче - ским лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.

Слайд 23

В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов. Информация о применяемых санкциях является обще- доступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран . В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду . * Настоящий Этический кодекс психолога принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Слайд 24

КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГА Получая высокое звание российского психолога и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой профессиональный долг, соблюдая этические принципы работы российского психолога; посвятить свои знания и умения сохранению и укреплению психологического здоровья и благополучия человека; быть всегда готовым оказать психологическую помощь; проявлять высочайшее уважение к жизни, правам, благополучию и достоинству человека; хранить благодарность и уважение к своим учителям; быть требовательным и справедливым к своим ученикам , способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам; обращаться к коллегам за помощью и советом, если этого требуют интересы людей, обратившихся ко мне за помощью; никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; беречь и развивать славные и благородные традиции российской психологической науки. Да буду я чист в своих делах и помыслах. Если же я нарушу эту клятву, то пусть меня осудит психологическая корпорация по всей строгости закона и обычая.

Слайд 25

Список использованной литературы http :// рпо.рф / http ://www.medpsy.ru / сайт профессиональной корпорации психологов России: http ://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этический кодекс психолога

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога-психолога службы практической психологии образования РоссииПринят на Всероссийском съезде практических психологов образования,проходившем в мае 2003 г. в г. М...

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России

Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве....

этический кодекс психолога

этические нормы для работы педегога-психолога, которые должен знать каждый специалист по психологии...

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О...

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог).Главной целью Этического кодекса является установле...

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).Главной целью Этического кодекса является уста...

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные видыдеятельности педагога-психолога системы образования.Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и ...